Мачеха, щука, конек-горбунок - вместе с ребенком или вместо?

7 February

Вместе со зрителями АЯтеатра на этой неделе мы говорили о ПОМОЩИ детям. Вот такой самой обычной, бытовой помощи, когда ребенок просит помочь сделать уроки, убраться в комнате, собрать неполучающуюся головоломку и т.д. Если использовать сказочную классификацию, то можно выделить три основные модели (у вас есть другой вариант? - пишите в комментариях!)

https://www.instagram.com/granovskaiasvetlana/
https://www.instagram.com/granovskaiasvetlana/
1 модель "Мачеха и Золушка": пусть делает все сам/сама
2 модель "
Иванушка и Щука": родители выполняют работу ЗА ребенка
3 модель "
Иванушка и Конек-горбунок": родители (не забывая посетовать, мол, они же предупреждали, что не надо брать "жароптицево перо") предлагают все сделать ВМЕСТЕ, приговаривая: "Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю"

Фрагмент из спектакля АЯтеатра " Конек-горбунок "

Мама тоже человек!

Таня Симис приучает своих детей к "бесценной мысли", что «мама - тоже человек». Она считает, что в современном мире, модель №2 во многом лидирует. Она прикрывается цифрой 3, но, по сути, учит ребёнка «быть Иванушкой» и всегда минимализировать свои усилия. "С первым, да и со вторым ребёнком, мы тоже часто шли по пути этих двух моделей, и потом пожинали плоды, в виде несобранности, безответственности, несерьезного отношения к своим заданиям и тп. С третьим и последующими детьми, «Мачеха» во мне подняла голову и заняла лидирующую позицию . Просто в силу обстоятельств: невозможно постоянно делать уроки. В конце концов, их задают ребёнку, а не мне".

Фото Т. Симис
Фото Т. Симис

Елена Шахтырова вспоминает про то, какой она была в детстве - все сама и никакой помощи! И не потому, что так родители хотели, а потому что "я так хотела - что я, безрукая или глупая что ли?)))"

Проще сделать самой

"Ох, иногда на автомате хочется сделать как Щука, все самой и побыстрее, особенно за младшего, особенно, когда спешим, - признается abra_snow, - Но останавливаю себя и, если удается сохранять спокойствие"

Вот как раз сегодняшняя ситуация в тему: проводили на занятие старшего, младший бегает по соседнему помещению и сбивает кулер- стаканы разбросаны, на полу большая лужа. Первый порыв-быстро вытереть самой и ретироваться с места действий. Пока нам ищут тряпку, выдыхаю, собираем вместе с сыном стаканы, а дальше вручаю ему тряпку и выхожу в другую комнату. Вытер все сам, причём качественно, и даже появился повод похвалить за хорошо сделанную работу!

"Очень важно в раннем детстве не отбить желание помогать, т.к. порой проще самой и т.д, - считает granovskaiasvetlana, - а ребенок ведь всегда стремится помочь, по крайней мере с моими было так". И с детства привить чувство, что именно их помощь необходима и неоценима.

https://www.instagram.com/anna_merzzzavka/
https://www.instagram.com/anna_merzzzavka/

Помоги мне сделать это самому

Психологу Екатерине Винокуровой (kinderpsychologin) нравится принцип М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому». В том, что ребенок еще совсем не умеет, мама всегда будет помогать, но может и отказаться, если знает, что много раз отрабатывали вместе какой-то навык, и попросить сначала еще разочек попробовать самой. Или просто "побыть рядом в качестве моральной поддержки".

У Светланы Гранновской есть несколько "рецептов", как мотивировать ребенка сделать что-то очень нужное, если делать не очень хочется. "Говорю за сколько секунд, например, уберешь игрухи и начинаю считать - рааз, дваа, трии... - действует отлично, ребенок бегом с улыбкой во весь рот бежит выполнять обязанности"

Или - "достаю телефон, включаю камеру и говорю: "Убирай игрушки или вытирай за собой крошки после еды, а я сниму тебя и всем покажу, а садике, бабушкам, дедушкам... пусть они видят и знают, какой ты у меня молодец и помощник!" Тоже не плохо работает с моим сыном.

https://www.instagram.com/abra_snow/
https://www.instagram.com/abra_snow/

Разные дети - разные модели

Часто в разных обсуждениях родители гордо говорят о своих - правильных и эффективных - принципах воспитания и советуют их другим как панацею. Но не всегда одна, даже самая успешная модель, идеально подходящая одному ребенку, может легко пригодиться другому. И об этом говорят мамы, у которых несколько детей. Младшей дочери Анны Миславской четко подходит "самостоятельная" модель, а вот для старшего нужны "постоянный контроль и ежовые рукавицы", и дело тут совсем не в воспитании: "Отпускаю постепенно, по мере взросления и взращивания силы воли, которая на момент рождения практически была на нуле".

anna_merzzzavka ничего не делает за старшего сына - "у него и энтузиазма, и желания "я-сам" много" - достаточно просто показать пример. А вот младший - "талантливый артист и манипулятор, за него всей семьёй бывает делаем что то, что б нервы сберечь". Интересно, что в детском саду он легко и самым первым одевается и раздевается сам, но дома хочет маминого участия.

https://www.instagram.com/anna_merzzzavka/
https://www.instagram.com/anna_merzzzavka/

Принципиальность или гибкость?

"Меня невозможно уговорить сделать поделку, испечь печенье или сварганить презентацию после 21.00 накануне дня, - признается Таня Симис, - Просто вот нельзя, и все. Дети это знают. И стараются все делать вовремя. А если не успевают, ну, что ж - значит, будет двойка. Не вижу большой проблемы". Правда, наблюдая, как ребенок сделал что-то криво, косо. но зато сам, нужно забыть про свой перфекционизм.

Но главное - модели должны меняться. "Нужно быть гибким, воспитывая своих маленьких «Золушек» и «Иванов», - говорит Таня, - Иногда помочь, когда трудно, иногда дать самому выполнить что-то, да, иногда проспать, не услышав будильник, забыть форму или важную тетрадь с домашкой, иногда получить низкую оценку за невыполненное задание - ну, и что? Опыт ребёнка - очень важный механизм для воспитания личности, поэтому мы с мужем стараемся давать детям возможность этот опыт получить, в рамках разумного (и УК РФ), конечно".

Такого же мнения придерживается и Анна Шахова : "Я могу и сама убрать, а могу и так оставить, если что то интересное строили и оставили на следующий день. Бывает у нас жд-трассы неделю среди комнаты.. но у них своя комната и это не критично, что весь пол в железнодорожных путях)) там потом и города возникают рядом".

А вот наша юная зрительница Алиса Бабич выступает за разделение обязанностей: "мама в комнате убирается, а рисовать или поделку сделать могу сама!"

https://www.instagram.com/alisababichlife/
https://www.instagram.com/alisababichlife/

НАШИ ЗРИТЕЛИ - ЛУЧШИЕ ЗРИТЕЛИ!

Ждем вас в нашем театре!