О святом кресте

Текст взят из книги «Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, литургии и всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского», 1908 г.

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; (Евангелие от Матфея, глава 24, стихи 29,30)

Крест везде прилагается.

Поелику святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста; посему здесь следует сказать: что есть крест?

Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? и как древние святый крест почитали?

Что был прежде крест?

Поелику крестная казнь в древности считалась самою поносною, то древние всегда называли крест самыми безчестными именами. Одни говорили, что это есть несчастное древо, проклятая виселица, жесточайшая и отвратительнейшая казнь; другие почитали его и для низких людей безчестным наказанием, ужасным умерщвлением рабов, а для человека свободнаго, хотя и виновнаго, он не должен быть употребляем.

Блаженный Августин (в книге 180-ти вопросов) в вопросе 25 так пишет о кресте: «между всеми родами смертей ни одного не было столь страшнаго и поноснаго, как смерть крестная». Он же, в 18 беседе на Матфея, так говорит: «ничего не было в то время безчестнее крестной смерти».

Посему-то не напрасно апостол похваляя послушание Христово, прибавил: «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя». То же самое и в 36 трактате на Иоанна, Блаженный Августин пишет: «когда апостол хвалил послушание Христово, бывшее до смерти, то ему мало было сказать, что Христос послушлив был даже до смерти, не до какой-нибудь смерти, но прибавил: смерти же крестныя. Между всеми родами смертей, этой смерти не было хуже».

В порок христианам поставляем был.

Когда Христос Сын Божий нашего ради спасения благоволил на земле умереть поноснейшею крестною смертию; тогда язычники и неверные иудеи нападали на христиан и насмехались над ними, особенно потому, что они Христа, как бы простаго человека, и еще более безчестно на кресте распятаго, Богом и Сыном Божиим называли и поклонялись Ему.

Посему апостол Павел (1 Коринфянам I, стих 18) пишет: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть»; и ниже стих 23: «проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие».

Святой мученик Иустин в последней Апологии пишет: «неверные безумным делом назвали то, что христиане воздают Божественную честь Человеку распятому».

Лактанций (в книге 4, глава 16) говорит: «в безчестие нам вменяют, что мы почитаем Человека, от человеков поносною казнию умученнаго и умерщвленнаго».

Блаженный Августин в беседе 8 на слова апостолов говорит: «из-за креста Христова на нас нападают премудрые века сего и говорят: какое вы имеете сердце, когда Богом почитаете Распятаго?» И в послании 48: «Христос, не царством земным украшенный, Христос, не земными богатствами изобилующий, ниже другим каким-нибудь земным счастием превосходящий; но Христос распятый проповедуется по всему кругу земному. Над чем прежде смеялись гордые народы, над тем теперь смеются потомки их».

Арновий (в книге 1) против язычников пишет: «неверные, смеясь над христианами, так им говорят: не за то боги к вам немилостивы, что вы почитаете всемогущаго Бога, но за то, что рожденнаго Человека, и, что безчестно и для низких людей, крестною смертию умерщвленнаго почитаете Богом, веруете, что Он всегда жив, и воздаете Ему поклонение чрез повседневныя жертвоприношения».

Что он есть ныне.

Впрочем, оставим сии и подобныя сим глумления язычников и неверных иудеев над христианами; а посмотрим, как вооружались святые отцы против этих глумлений.

Святой Афанасий Великий в речи против язычников так на них жалуется: «язычники нападают на нас и широко разверстым зевом смеются, поставив на вид не что другое, как крест Христов. Об их судьбе надо сожалеть, потому что, когда поносят крест Христов, они не примечают его силы и действий, которыми наполнена вся вселенная, и того, что крестом совершены такия дела, чрез которыя познаем Бога.

Если бы язычники правильно обратили свой разум к познанию Божества, то никогда над такою великою вещию не смеялись бы. Они тогда лучше узнали бы Спасителя и увидели бы, что крест Его был не казнь, но искупление всей твари».

Августин в 15 беседе, по случаю праздника кресту, пишет: «вот в чем христианское учение, смирения заповедь, смирения похвала: да хвалимся точию о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Ибо не дивно премудростию Христовою хвалиться, но дивно хвалиться крестом.

За что нападает на тебя нечестивый, тем хвалится благочестивый, над чем смеется гордый, тем хвалится Христос. Не стыдись креста Христова. Для сего ты на челе, как на месте стыда, и изображаешь знамение креста; огради чело твое и не будешь бояться языка чуждаго».

Святой Златоуст, в 54 беседе на Матфея, так разсуждает о кресте: «если кто тебе скажет, ты Распятому покланяешься? ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: покланяюся и не перестану покланяться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется. Благодари Владыку, что Он вам дал такое благо, котораго нельзя понять иначе, как чрез высшее откровение».

Святой Кирилл Иерусалимский, в 4 огласительном поучении, говорит: «мы не должны стыдиться креста Христова; если кто это утаит, ты явно знаменайся им на челе»; в 13 поучении огласительном: «крест есть похвала похвал»; и ниже: «не стыдимся креста Спасителева, но еще хвалимся им».

Для чего Христос распялся на кресте.

Здесь место спросить: для чего Спаситель наш, Господь Иисус Христос, благоволивший пострадать за весь род человеческий, из всех родов смерти избрал не другую какую-нибудь, но самую поносную, - смерть крестную?

Этому древние церковные писатели находят разныя причины.

Первая причина

Лактанций (книга 4, глава 26) пишет, что Христос это сделал для того, чтобы чрез такой презренный род смерти и Свое смирение показать нам, и что Его страдания спасительны будут людям и самаго низкаго состояния.

Вот его слова: «Может, кто-нибудь скажет: для чего Христос, если Он был Бог и благоволил умереть, то не умер по крайней мере какою-нибудь честною смертию? или иначе: для чего Христос умер на кресте, что недостойно человека свободнаго, хотя бы он был и преступник?

Это сделано для того, дабы Тот, Кто во смирении пришел, подал помощь людям самаго низкаго состояния и открыл всем надежду ко спасению; посему-то Христос и благоволил умереть такою смертию, какою умирают презренные и низкие рабы, дабы не было никого, кто бы не мог Ему последовать».

Подобно Лактанцию и Святой Афанасий в книге о воплощении Слова, на вопрос: для чего Христос не уклонился от самой поносной, крестной смерти? отвечает: «если бы Спаситель сделал это, тогда бы навел на Себя подозрение, что Он не всякий род смерти мог вынести, но только тот, который избрал Сам».

Августин, в 36 трактате на Иоанна, говорит: «Тот, Который должен был умертвить всякую смерть, избрал самый последний и низкий род смерти».

Вторая причина

Вторая причина, почему Искупитель благоволил умереть крестною смертию, есть кажется та, чтобы тело Его при (будущем) воскресении осталось целым и нераздробленным.

Всякому известно, что Христос прежде страдания Своего говорил о смерти Своей всем, что Он «имеет власть, когда пожелает, душу Свою положити и паки прияти ю» (Иоанна глава X, стих 17).

Полагая душу Свою за людей, Христос пригвожден был ко кресту, но убийцы не решились, как был обычай, сокрушить на голенях Его кости, но только пробили ребро Его.

Итак, тело Спасителя снято было со креста целым, и со тщанием положено во гроб. И все это сделано для целости тела пострадавшаго; если бы оно было разделено и разсечено на части, то не было бы по возстании видимо целым. А между тем, Христу в таком виде и с теми же язвами, с какими Его положили во гроб, надлежало по воскресении явиться миру.

Согласно с сим и Афанасий Великий, в вышеприведенном месте, разсуждает: «Христос», пишет этот отец церкви, «не принял смерти Иоанновой, которому отсекли главу, ни смерти пророка Исаии, который перепилен был пилою, дабы и в смерти сохранить без разделения, целым, тело Свое, и чрез то отнять повод у тех, кои захотели бы раздирать на части церковь Его».

Третья причина

Христос благоволил пригвожден быть ко кресту и с тою целию, дабы показать, что как величество Его, так и страдание Его должны быть всей вселенной ведомы и спасительны.

Сие утверждает Лактанций в вышеприведенном месте: «главнейшая причина», пишет он, «для чего Бог избрал, крест, была та, что на кресте Он хотел быть вознесен и представлен как бы на позорище всем народам. Ибо тот, кто висит на кресте, виден бывает всем.

Поэтому-то и избран был крест, чтобы показать, что Христос будет столько славен и толико превознесен, что отдаленнейшие народы из всего мира стекутся к Нему, познают Его и поклонятся Ему.

Посему нет ни одного народа столь грубаго, и страны столь отдаленной, где бы страдания и величие славы Искупителя не были известны. В страдании Иисус Христос распростер руки Свои и объял, так сказать, всю вселенную, и этим хотел показать, что под крыло Его придет народ великий, народ, составленный из всех языков и племен, и будет осенять чело свое этим великим и высоким знамением креста».

Согласно с Лактанцием говорит и Святой Афанасий: «если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертию Его разрушается средостение ограды и совершается призвание языков: то как бы Христос нас призвал, если бы не был распят? Только на кресте можно умереть с распростертыми и поднятыми руками.

И Господу необходимо было понести такую смерть, и распростерть руки, дабы одною рукою привлечь народ древний, а другою язычников, и обоих соединить во едино. Ибо Сам Христос, показывая, какою смертию Он имел искупить людей, предрек: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоанна глава XII, стих 32). То есть, когда Я буду пригвожден ко кресту, тогда все в Меня уверуют».

Четвертая причина

Святой Дамаскин (в книге 4, глава II, о православной вере) так разсуждает: «как четыре оконечности креста сосредоточиваются в средине и здесь соединяются, так точно силою Божиею держится высота, глубина, долгота и широта, т.е. вся видимая и невидимая тварь».

О том же и блаженный Августин (в 120 послании) говорит: «недаром Христос принял такой род смерти; вися на кресте, Он сделался Учителем широты, долготы, высоты и глубины его. Широтою креста называется поперечная перекладина, вделываемая в дерево; это касается добрых дел твоих: ибо чрез сие тебе простираются руки.

Долготою креста называется та часть, которая идет от самаго верха его до земли, где она поставляется, т.е. водружается и укрепляется. Долгота означает долготерпение Божие.

Высота означается тою частию, которая простирается от поперечной перекладины до самаго верха (конца), т.е. где глава Распятаго должна быть: это означает ожидание свыше для благоуповающих.

Та же часть креста, которая находится в земле, откуда все древо возвышается прямо, означает глубину благодати, ниспосланной туне и без заслуг наших. Эта благодать сокрушает многие умы, старающиеся узнать ее; о таковых-то сказано: темже убо, о человече, ты кто еси противу отвещаяй Богови» (Римлянам глава IX, стих 20).

Пятая причина

Пятую причину Святой Григорий Нисский, в своем катихизисе (глава 32), изъясняя Символ веры Лаврентию, объясняет сими словами: «Крест Христов восторжествовал над всем. Ибо Христос, пришед на землю, как говорит апостол (Филиппийцам II, стих 10), покорил себе три царства. Это означается словами: о имени Ииесусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних; это значит, что Христос Своею смертию победил все эти три царства.

И смерть была соответственна сему таинству. Вися на воздухе, Христос покорил воздушныя силы, и тем показал победу над высшими небесными силами. Простертыя же на древе, как говорит пророк Исаия, весь день руце Свои Он держал для людей, сущих на земли, дабы непокоряющихся поразить, а верующих призвать. Частию же креста, находящеюся в земле, Христос покорил преисподния царства».

Шестая причина

Шестою причиною распятия Христа древние обыкновенно, кроме вышеприведенных, полагают следующую: «как первый Адам вкушением плода от запрещеннаго древа породил всеобщую смерть, так необходимо было второму Адаму, т.е. Христу, приобрести нам жизнь на древе».

Святой Ириней (в книге 5, страница 6) пишет: «Христос, истребляя непослушание человека, оказанное вначале чрез древо, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя, т.е. то преслушание, которое учинено было чрез древо, исцелил Он послушанием, показанным на древе».

И далее (в главе 17): «Слово, сокрытое от нас чрез древо, открылось расположением древа. Ибо как чрез древо мы оное потеряли, так чрез древо же и приобрели его».

Святой Григорий Назианзин (в главе 1) говорит: «необходимо было дать древо за древо, за руку, невоздержно простертую, руки, доблестно простертыя, за руку слабую, руки, гвоздями пригвожденныя, за руку, низвергшую Адама, руки, соединяющия концы всего мира».

Святой Амвросий (в 51 главе, о кресте) так разсуждает: «Христос пригвождается на древе. И это потому так премудро устроено, дабы как человек в раю прельщен был древом сластолюбия, так и ныне спасен был древом же, и чтобы то же орудие, которое было причиною его смерти, соделалось причиною и его спасения».

То же самое подробнее излагает Святой Златоуст в 1-й беседе на святой и Великий пяток: «видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он чрез древо одолел Адама, древом же Христос и победил его. То древо низвергло нас в ад, а это - освободило и отшедших туда; то древо скрыло наготу плененнаго Адама, а это показало всем победителем нагого. Смерти Адама подвергались и его потомки, смерть же Христа воскресила и умерших до Него. Кто возглаголет силы Господни? Из мертвых мы сделались безсмертными. Таковы действия креста!»

Седьмая причина

Седьмую причину Святой Афанасий в книге о воплощении объясняет следующими словами: «ежели», говорит он, «Христос пришел для того, чтобы на Себе понести и наши смертные грехи и наше проклятие: то каким бы другим образом Он мог вместо нас принять на Себя проклятие и удовлетворить Бога за наши смертные грехи, если бы не принял смерти, свойственной проклятым? А это-то и есть крест. Писано бо есть: проклят всяк висяй на древе»

Осьмая причина

Осьмую причину указывает тот же Святой Афанасий и в том же месте: «враг рода нашего, диавол, ниспадший с неба, носится в низших слоях воздуха. Господь пришел, чтобы диавола низвергнуть, воздух очистить, и путь на небо, бывший некогда непроходимым, проложить нам, как говорит апостол, завесою, сиречь плотию Его (Евреям глава X, стих 20).

И этого можно было достигнуть только смертию Спасителя. Но какою другою смертию можно бы это сделать, как не смертию, которая претерпевается в воздухе? Я говорю о кресте; ибо только тот умирает на воздухе, кто оканчивает свою жизнь на кресте.

Следовательно, не без причины Господь подъял такую смерть. Будучи вознесен на крест, Он очистил воздух от диавольскаго и всякаго демонскаго нападения, говоря: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Луки глава X, стих 18). Таким образом Он очистил и возобновил непроходимый на небеса путь».

И наконец, в том же месте, Святой Афанасий заключает: «справедливо и прилично смерть Христова совершилась на кресте, и достаточна причина, почему спасение всех надлежало совершить не иначе, как крестом».

Для чего Христос распялся вне града?

К этим осьми причинам мы присовокупим и то, для чего Христос благоволил пролить Свою кровь на кресте не в Иерусалиме, а вне его?

Августин в беседе о кресте и разбойнике так говорит об этом предмете: «для чего Христос умерщвляется на высоте крестной, а не под кровом здания?

Для того, отвечает, чтобы очистить воздух; во-вторых, Искупитель умирает не на алтаре, и не под кровом, сверху сделанным, а под небом умирает потому, что во время смерти Агнца на высоте, очищался воздух, очищалась и земля, от падавшей на нее крови Господней».

Далее - не под кровом и не в храме иудейском Он умирает для того, дабы иудеи не присвоили себе этой спасительной жертвы, или не подумали, что жертва сия приносится только за этот народ; и наконец, для того Спаситель умер вне града и вне стен, дабы ты разумел, что как жертва, принесенная за род человеческий, есть жертва всеобщая, так и очищение всеобщее же.

Знамением креста ограждаются члены тела.

В заключение всего этого должно сказать и то, что все древние христиане оказывали святому кресту великое уважение и поклонение. Исповедующие имя Распятаго всегда имели обычай при начале всякаго дела ограждать чело свое крестом, сложивши первые персты руки.

О чем ясно говорит в одном месте Тертуллиан, один из древнейших писателей. В книге о венце воина (в главе 3) он пишет: «при всяком шествии и движении, при всяком входе и выходе, при одеянии, обувании, умывании, при приближении к столу, при возжении свечи, отходя ко сну, садясь на лавку и при всяком нашем занятии, ограждаем чело свое знамением креста».

Лактанций (книга 4, глава 26) говорит следующее о Христе: «овча совершенно, непорочно, упоминаемое в книге Исход, глава XII, был Христос, т.е. незлобивый, праведный и святый, Который, будучи принесен в жертву иудеями, соделался спасением для всех тех, кои ограждают чело свое знамением крови, т.е. креста, на котором Он пролил кровь Свою».

А Святой Златоуст (в 34 беседе на Матфея) по случаю этого обыкновения присовокупляет и нравоучение: «когда знаменуешься крестом, подумай о великой силе креста, и угаси ярость и все прочия страсти.

Когда знаменуешься крестом, пусть чело твое будет исполнено дерзновения и душа свободна. Крест должно изображать не просто перстом, но прежде этого произволением, соединенным с сильною верою.

И если ты так изобразишь крест на лице твоем, ни один из нечистых духов не может близ тебя стать, потому что он увидит меч, который причинил ему смертную рану.

Ибо, если мы, видя места, где казнят осужденных, приходим в ужас, то подумай, как будут страдать диаволы и бесы, видя оружие, которым Христос разрушил всю их силу, отсек и главу змиеву.

Не стыдись столь сильнаго креста, чтобы тебя не постыдился Христос, когда придет со славою Своею и, когда пред Ним явится знамение светлее лучей солнечных.

Это знамение и при прародителях наших и теперь отверзло заключенныя двери; оно уничтожило ядовитыя влияния, отняло губительную силу у растений, исцелило укушение ядовитых зверей.

Ибо этот крест спас и обратил вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, сделал из земли небо, из людей ангелов. По причине креста бесы уже не страшны, но достойны презрения; смерть уже не смерть, а сон.

Крестом все повержено долу, и все на нас возстающее попрано».

Обыкновение ограждать себя или осенять других крестным знамением есть самое древнее и произошло от апостольскаго предания.

Святой Василий Великий в книге о Святом Духе к Амфилохию (глава 27) пишет: «чтобы уповающие на имя Господа нашего Іисуса Христа знаменались образом креста, кто учил писанием? не по умолчанному ли (это) или тайному преданию?»

Запрещается начертывать крест на земле и на полу.

Наконец, должно помнить, что какой бы то ни был образ креста, чтобы не безчестить его, издревле запрещено было начертывать или вырезывать его на полу и на земле.

Святые отцы шестаго Вселенскаго собора в 73 правиле положили: «поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения.

Посему повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих».

Еще прежде этого правила Тиверий Кесарь, который, по словам Барония, был истинный христианин (582 г.), «однажды, ходя по своим палатам и увидя на земле мраморную доску, на которой был изваян крест Господень, сказал: Господи! Твоим крестом мы ограждаем чело и перси: станем ли же по нему ходить? и тотчас приказал взять эту доску».

Некто из древних писателей сказал: «почитай священными гробы и памятники, воздвигнутые над могилами; украшай их образом креста, и никогда не дерзай попирать ногою».