Неприятные впечатления о банковской системе Франции.

865 full reads

Краткое вступление.

Целью данного канала является ознакомление российских читателей с истинным положением дел в одной из вроде бы самых развитых стран Европы и мира. 

Возможно, изложенная информация, поможет нашим соотечественникам, планирующим длительное посещение или переезд.

Во Франции мне приходилось бывать начиная с 2009 г. по 2-3 раза в год на срок от недели до двух, как по работе, так и для отдыха. Однако, как гласит известный анекдот "не надо путать туризм с эмиграцией". Только длительное проживание последние два года позволило составить более полное и всестороннее личное мнение о данной стране.

Темы, которые будут освещаться в канале, происходили непосредственно со мной (нашей семьёй) или ближайшим кругом соотечественников. Таким образом, вашему вниманию будут предложены факты, только факты и ничего кроме фактов. Выводы уважаемый читатель сможет делать самостоятельно. Естественно, мою точку зрению на происходившие события вы также увидите.

-----------------------------------------------------------------------------------

Итак, сразу же по приезду в страну необходимо идти в банк и оформлять банковскую карту. Причина такой срочности – это «электронный концлагерь», хорошо развитый во Франции, и этой проблемы я, наверное, коснусь отдельно в последующих темах. Без счёта в банке, привязанному к карте, вы не сможете:

1) оформить выгодный тариф на мобильную связь,

2) подключить квартиру/дом к Интернету,

3) оформить проездной на транспорт с более выгодной ценой,

4) полноценно пользоваться платными дорогами,

5) оплачивать всевозможные товары и услуги -- для России не так актуально, так как у нас доступность магазинов в разы лучше, чем во Франции!

К тому же существует явная тенденция в отказе от использования наличных денег, о чём даже часто висят плакаты в некоторых местах. В плане удобства это, может быть, и плюс, но в случае с потерей (кражей, блокировкой…) карты или проблем со счётом или самим банком, вы автоматически «выключаетесь» из полноценного существования. Перечисленные ниже факты идут в сравнении с тремя отечественными банками, в которых я обслуживаюсь (2 входят в десятку, один в 50). Мы решили оформить карту в Societe Generale, так как это вроде бы банк №1, и речь ниже в основном пойдёт о нём.

Первое неудобство – это малое количество офисов. Для наглядности прикрепляю скриншот карты с указанием точек банка для Марселя, 2-го по величине города Франции с населением под миллион человек.

Сайт Société Générale говорит нам о 27 офисах.

Неприятные впечатления о банковской системе Франции.

Для такого крупного города -- это очень мало, проверено на личном опыте.

Второе неудобство – время работы. Опять же, возьмём информацию с официального сайта на примере одного из отделений.

Неприятные впечатления о банковской системе Франции.

Банк начинает работать в 8:30 и до 12:30. Затем идёт обед целых 1,5 часа до 14:00 и работает до 17:50 (понедельник 16:50). Учитывая малое количество отделений, сходить (добраться) до банка после работы можно не успеть, а в обед он закрыт! В субботу банк работает только до обеда, а воскресенье и понедельник не работает вообще. Скажу даже больше, в эти дни не проходят транзакции!!! Словно вместе с сотрудниками не работают и компьютеры. Платежи вываливаются с задержкой до 5! дней, если покупка выпала на выходные. Эта особенность затрудняет в последствии отслеживать списания с карты.

Третьим существенным недостатком является жутко неудобная система рандеву (назначенная встреча) с менеджером банка для решения каких-либо вопросов. Как обстоит у нас? У вас есть вопрос, который через кол-центр вы решить не можете или не хотите. Заходите в любой офис банка, берёте талон электронной очереди и через 10-15 минут вы уже решаете проблему с сотрудником банка. Думаете во Франции такой же логичный подход? – Как бы не так. Открыть счёт, выпустить карту, переводы, кредиты и прочие вопросы сходу не решаются – вам необходимо договориться о встрече. Среднее время от 2-3 дней до недели. Причём у нас не получилось это сделать по телефону, пришлось писать электронное письмо в банк на эту тему. Согласитесь, не очень удобный подход. Надо сказать, что с системой рандеву мы не раз ещё сталкивались вплоть до того, чтобы поменять колёса на машине. Французы народ неспешный, к этому привыкли, да и сравнивать им походу не с чем.

Зато в момент оформления карты и до её физического получения, вам сразу выдадут распечатку с банковскими реквизитами, по которым вы уже можете оформить человеческий тариф на мобильную связь, подключить проводной Интернет домой и т.д.

Неприятные впечатления о банковской системе Франции.

Сроки изготовления карты, примерно, такие же как и у нас.

Неприятные впечатления о банковской системе Франции.

Обращу внимание, что у наших соотечественников, решивших связаться с BNP Paribas, возникли серьёзные проблемы с оформлением карты, так как банк стал запрашивать у них какие-то дополнительные справки. Учитывая указанный выше менеджмент по работе с клиентами и временные задержки, после 2-ух недель пыток, люди спокойно оформляли карты в Société Générale.

Четвёртый минус – задержки в отображении транзакций в интернет банке, которые составляют до нескольких дней. Казалось бы мелочь, однако при каждодневных мелких и средних покупках, через пару дней вы не вспомните за что именно произошло то или иное списание. Пару раз мы ловили SG на лишних списаниях непонятно за что. После гневных писем, они извинялись и возвращали средства на счёт. Деньги небольшие порядка 5-8 евро с копейками, но неприятно же! Ещё одним негативным следствием данной проблемы является некорректное отображение суммы на счёте: формально там сумма бОльшая, чем фактически.

В наших интернет-банках более прозрачная система. Платёж либо сразу проходит, либо уходит в специальный блок временно не авторизованных, но его всё равно видно и он учитывается при калькуляции баланса.

Пятое:

И на десерт, крайне негативный опыт в попытке перевести сумму 1000 евро в Россию.

Звоню в свой российский банк, получаю реквизиты для трансграничного перевода. Распечатываем их и вручаем сотруднице банка SG. Отдаём деньги и платим комиссию в 20 евро за перевод. На вторую неделю ожидания, деньги так и не перевелись. Внятного ответа от сотрудницы получить не можем. Говорит, возможно, ошибка в реквизитах. 1000 евро возвращают, а 20 нет!

Второй заход. Супруга в кабинете офиса SG вместе с сотрудницей сидят у факса. Звоню снова в свой банк и прошу на французский телефонный номер факсом отправить реквизиты, таким образом, банк напрямую отсылает реквизиты банку. Снова отдаём 1000 евро на перевод и 20 за услугу. Снова ждём пару недель. Деньги не перевели. Причину объяснить не смогли. 1000 вернули, 20 нет.

Итого, минус 40 евро!

В сухом остатке, по 5 бальной шкале, банковская система заслуживает твёрдой тройки. Это лично моё мнение.

Продолжение:

Тема 2. Как паркуются во Франции? Часть 1. Машины.

Тема 2. Как паркуются во Франции? Часть 2. Мотоциклы и скутеры.