Бирюзовая призма на океан социального предпринимательства

Все чаще и чаще в деловой среде обсуждается тема Социального Предпринимательства. Более половины регионов РФ внесли в свои региональные программы пункты по поддержке и развитию социального предпринимательства. Современные предприятия, кажется, готовы принимать участие в решении социальных проблем населения, но в треугольнике «Бизнес-Власть-Народ», вероятно, не работают в полную силу те инструменты, которые предлагаются для их эффективного взаимодействия

Те ли решения выбираются, современный ли подход используется, всем ли понятен «язык» на котором говорит Регулятор в океане социального предпринимательства? Давайте выйдем за рамки привычных нам рассуждений и попробуем посмотреть на эту ситуацию под другим углом – через призму цветового кодирования, описанной в материалах французского бизнес-консультанта Ф. Лалу.

                                                                      © Автор иллюстрации Этьен Аппер.
© Автор иллюстрации Этьен Аппер.

Что-то сломано в современном менеджменте

Каждый из нас хоть раз, но задумывался, что текущие модели управления – бизнесом ли, властью ли, народом ли – больше не работают. Системы исчерпали свои ресурсы, поэтому все чаще слышатся фраза о том, что кто-то находится не на «своем месте». Исследования демонстрируют, что подавляющее большинство работников не вовлечены в работу, а значит, не являются активным сообществом. Согласно опросу американского института общественного мнения Gallup, 85% сотрудников коммерческих организаций по всему миру не вовлечены в рабочий процесс. Увы, несмотря на благородные цели, в некоммерческих организациях ситуация не лучше. Равно как и в правительственных. Медсестры массово увольняются из больниц, потому что больницы стали бездушными фабриками. Талантливые учителя уходят из школ, потому что при холодном механическом подходе к обучению нельзя наполнить души знаниями. Увольняются, разочаровавшись, даже те, кто работал по призванию. Вот такое у нас мировоззрение и менеджмент.

Слова о том, что сейчас формируется качественно новая организационная модель, звучат амбициозно. Возможно ли создать «Ризому», о которой говорит экспертное сообщество? С исторической точки зрения – возможно, но нужно немного разобраться в теории.

Понятие «ризомы» в 1976 году ввел Ж. Делёз. Понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования

Красный код

В организациях, работающих по принципу красного кода, управление строится по импульсивной модели - на принципах вертикали власти, разделения труда и подчинении. Ценится страх перед руководителем, который удерживает рядовых в строю.  Сегодня эти схемы уже набили оскомину.

Янтарный код

Структура таких организаций выстроена по иерархической пирамиде, а управление осуществляется в традиционной форме. Рядовой, сержант, лейтенант, полковник, генерал. Организации живут в мире стабильности и уверенности. Каждый знает, чего от него ожидают в данной роли. Установившиеся ритуалы и процессы делают жизнь предсказуемой. Чувство вины и стыда – связующий элемент этого общества. Любого можно заменить, и организация продолжит бесперебойно функционировать. Армии, религиозные и правительственные организации, государственные учебные заведения по-прежнему управляются по этим принципам: для них это единственный и верный способ делать что-то, ведь мир неизменен, а пожизненное трудоустройство – норма.  Когда мир меняется, им сложно принять необходимость перемен и адаптации.

Оранжевый код

Доминирующая метафора – организации как машины в постоянно конкурирующей среде, производительность и эффективность превыше всего. Люди – это ресурсы и они должны быть согласованы со структурой, словно винтики в механизме. Эти организации наделены энергией и способны к движению, но могут стать безжизненными и бездушными. Сегодня это мировоззрение преобладает в управленческом мышлении.

Зеленый код

Лидеры современных «зеленых» организаций утверждают: люди не винтики в организационной машине. Они воспринимают свои организации как семьи или плюралистические сообщества. Для каждого есть место, коллеги заботятся друг о друге, счастье каждого важно для общего успеха. Компании несут ответственность не только перед инвесторами, но и перед сотрудниками, клиентами, поставщиками, местными сообществами, обществом в целом и окружающей средой, где, собственно, и возникает важный вопрос о необходимости балансировки интересов всех.

Бирюзовый код

Это организации с эволюционным мировоззрением. Будучи живой системой, они способны к самоуправлению, при этом, не теряя своей целостности, и своими целями смотрят далеко «вглубь», вдохновляясь природой и эволюцией. Мир – это место, где человека призывают исследовать свое настоящее «я» и двигаться к нему, раскрывая уникальный потенциал, высвобождая врожденные способности. Решениями руководят чувства внутренней справедливости, честности перед собой, полезности для мира.  Теория «бирюзового» мировоззрения – это непростая для понимания информация, но поверить в нее стоит.

Ещё один ключевой и недооценённый в российском менеджменте элемент, который определяет жизнеспособность любой организации – это корпоративная культура. Культура определяет внутреннюю психологическую энергию организации и дает сотрудникам чувство предназначения. Культура - это сложенная вместе энергия людей, которые собрались вместе во имя достижения одной цели.

Вот что пишет в своих работах автор книги Corporate Superpower: Cultivating A Winning Culture For Your Business, бизнес-консультант О. Коновалов: «Индустриальная Эпоха закончилась! Новые технологии дают преимущество максимум на год. Наступила Эпоха Знаний! Фокус на человека, его ценности и компетенции. Обмен опытом и впечатлениями между людьми. Социальные сети и их важнейшая роль. Корпоративная культура, это о людях, их качествах и эмоциях! Starbucks – это вовсе не о кофе!»

Бизнесу необходимо дать ощутить себя частью общества. Общество, в свою очередь, должно понять, что коллаборация власти и бизнеса – это источник решения социальных проблем.  Как только эти три элемента начнут говорить на одном языке, выигрыш ждет каждого.

Вопрос не в скорости принятия схем, а в том, как заразить людей единой идеей, объединить их, и, в дальнейшем, сообща выстроить путь к созданию новой «эко-культуры» социального предпринимательства. Кто же будет воплощать эти идеи и аккуратно двигать устоявшуюся парадигму? Мир уже начинает говорить с бизнесом на другом языке – привычная нам аббревиатура CEO постепенно трансформируется в Chief Energy Officer. Это тот самый модератор социальных отношений – человек, отвечающий за энергию, лидер, который заставляет нас быть живыми, заинтересованными, неравнодушными.

«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…» А. Экзюпери.

А. Карасев, Москва.