204 subscribers

Почему я больше не пользуюсь импульсами гитарных кабинетов

307 full reads

Здарова!

О технологии импульсного отклика сегодня знает, пожалуй, каждый, кто сколько-нибудь серьёзно занимается музыкой, а непосвящённые пользуются ей каждый день, сами об этом не подозревая.

Если по-простому, суть этой технологии заключается в снятии характеристики реакции измеряемого объекта на входящий сигнал. Полученная характеристика при пропускании через неё сигнала имитирует поведение измеряемого объекта, то есть - даёт (по идее) такой же звук, как если бы этот сигнал воспроизводился через тот самый кабинет тем самым микрофоном.

Плееры импульсов существуют и в "железном варианте" - с их помощью можно просто включить гитару в пульт и выдать хороший звук. Стоимость соответствующая...
Плееры импульсов существуют и в "железном варианте" - с их помощью можно просто включить гитару в пульт и выдать хороший звук. Стоимость соответствующая...

На её основе этой технологии созданы отличные ревербераторы, став альтернативой алгоритмическим, с её помощью воссоздаются студийные приборы (например, такие весьма недешёвые плагины выпускает Acustica Audio), и, конечно же, импульсная эмуляция кабинетов реализована в любом уважающем себя гитарном плагине-комбайне.

Для нас с вами это значит, что мы ещё на шаг приблизились к "тому самому" фирмовому ламповому звуку дорогущего усилка и огромного кабинета, и нам для этого не нужно даже покидать пределы комнаты. Или не приблизились?..

Что не так?

Согласитесь, довольно удобно подключить гитару в звуковую карту, открыть одну-единственную программу, выбрать нужный кабинет и, перемещая виртуальные микрофоны мышкой, найти нужный звук. Однако, чтобы получить на вашей записи звук студийного уровня из "комбайна" вроде Amplitube 5, в лучшем случае придётся проделать немало манипуляций. Поэтому до сих пор у гитаристов в ходу специальные плееры, работающие с WAV-импульсами.

Просто и понятно - схватил мышкой микрофон, и двигай.
Просто и понятно - схватил мышкой микрофон, и двигай.

Тут кроется серьёзная проблема. Дело в том, что один импульс фиксирует одно конкретное положение микрофона, а значит - придётся изрядно покопаться в гигабайтах файлов с импульсами. А потом - ещё раз, чтобы найти другой на роль рум-микрофона. Уверен, никто из нас ещё не перепробовал весь архив, скажем OwnHammer'ов! Погрязнуть в этом деле можно всерьёз и надолго, совсем забыв о творчестве.

А что делать?

Решение проблемы есть - нужно лишь немного порефлексировать и задать себе вопрос "а что мне нужно?". Думаю, не ошибусь, если скажу, что нам нужен тот звук, который мы хотели бы слышать на своей записи. Нам ведь не так важно, какой марки наш усилитель, из чего сделана наша гитара и в какой кабинет мы играем - важно лишь то, какие звуки мы слышим. И уже в попытках его получить мы слушаем чьи-то песни, чей звук нам по душе, ищем, на каких гитарах в какие усилители они сыграны и чем записаны, и пытаемся воссоздать в реальном или цифровом виде (в зависимости от размеров кармана).

Хорошая новость в том, что получить очень близкий к искомому звук мы можем вообще без стаффа. Всё, что нам нужно - ампсим, похожий по характеру на то, что нам нужно, и эквалайзер, с помощью которого мы отпилим лишние частоты и выделим недостающие. Нам нужно лишь узнать АЧХ звука, который мы хотим получить. Для этого мы выбираем "референсный" звук, ищем конкретный трек, где можно услышать его вне ансамбля, срисовываем АЧХ и подгоняем сигнал с ампсима под неё. Автоматически это делает, например, FabFilter Pro-Q3 с помощью функции EQ-Match. Делается это буквально в 3 кнопки, и никакие импульсы нам больше не нужны - вот к чему в своём музыкальном творчестве пришёл я.

Что нужно учесть?

Я не стану утомлять читателя, расписывая мануал по пользованию EQ-Match, тем более, что он гуглится за минуту. Вместо этого поделюсь парой фишек, которые нужно иметь в виду, копируя гитарный звук.

  • В интернете на большинство популярных композиций можно найти мультитреки (или, если точнее, Стемы) - партии отдельных инструментов, среди которых есть и нужные нам гитары. Я не рекомендую ими пользоваться, поскольку ещё не встречал высококачественного мультитрека. Большинство из них лежат в формате MP3 и редко превышают 160 килобит/сек. Ясно, что АЧХ в них довольно сильно искажена, так что в нашем деле они нам слабо подходят - лишь для ознакомления. Лучше скачайте песню в FLAC формате (в которой, конечно, есть фрагмент с изолированной гитарой) и снимите АЧХ с несжатого файла - разница в результате действительно большая.
Слева - АЧХ, полученная из FLAC-файла, справа - из мультитрека в формате MP3. Разница налицо, и ушами её тоже прекрасно слышно.
Слева - АЧХ, полученная из FLAC-файла, справа - из мультитрека в формате MP3. Разница налицо, и ушами её тоже прекрасно слышно.

  • Учитывайте, что конечная запись редко содержит только одну дорожку гитары. Даблтрек на ритм-гитаре - это уже практически необходимый минимум, а зачастую количество дорожек намного больше. Поэтому не спешите расстраиваться, когда не услышите с одной гитарной дорожки тот самый фирменный звук - попробуйте сделать как минимум дабл.
  • Очень большую роль играет исходный сигнал гитары - к сожалению, прозвучать "как Металлика", имея самую простую аудиокарту и ультрабюджетную гитару, этот способ не поможет. Впрочем, для домашней игры звук всё равно будет более, чем годный.

Вот, в общем-то, и всё. Именно таким способом я в последнее время делаю все гитарные записи, и результат получается намного лучше и быстрее, чем с помощью универсальных плагинов и плееров импульсов. Так что пользуйтесь, но не забывайте о главном - звук вторичен, а главное - качество вашего творчества и главных инструментов донесения вашей музыки до слушателя - головы и рук.

Счастливо!