Что делать, если угрожают коллекторы?

31.07.2018

За последние несколько лет слово «коллекторы» в России стало одним из наиболее пугающих. При этом в дрожь бросает даже законопослушных граждан, что уж говорить о тех, кто является должником, а значит и потенциальным «клиентом» коллекторов.

Юристам постоянно поступают вопросы от тех, кому коллекторы угрожают. Что делать и что они могут сделать? В 2018 году необходимо ориентироваться на положения так называемого «антиколлекторского закона».

3 июля 2016 года Государственной Думой был принят Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату задолженности и о внесении изменении в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», получивший известность как «Закон о коллекторах».

Что могут и не могут делать коллекторы?

Следует знать, что по указанному закону кредиторы, а также коллекторы не имеют права:

  • взаимодействовать с должником, если тот является недееспособным, инвалидом первой группы, несовершеннолетним или признан банкротом;
  • беспокоить должника, если он находится в стационарном лечебном учреждении;
  • общаться с должников в будни с 22 ч.. вечера до 8 ч. утра, в выходные — с 20 ч. вечера до 9 ч. утра; присылать любые сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые и др.) в указанное время.

Личные встречи коллектора допускаются не более одного раза в неделю; телефонные переговоры ограничиваются одним разом в сутки, двумя разами в неделю, восемью звонками в месяц.

При непосредственном контакте с должником кредитор или представляющий его интересы коллектор обязан сообщить ему свои фамилию, имя и отчество (при наличии), а также наименование кредитора, в чьих интересах осуществляется взаимодействие.

В сообщениях кредитор должен указать:

  • наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
  • сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);
  • номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

В почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются:

  • информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени;
  • почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • сведения о договорах и об иных документах;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение;
  • сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;
  • сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования).

Как на практике работают нормы закона?

А теперь давайте разберем, как должнику на практике использовать нормы закона.

Долги платить нужно, и это не обсуждается. Но то, что возврат долгов должен осуществляться кредитором в рамках закона – тоже не обсуждается.

На сегодняшний день незаконные методы работы взыскатели используют все-таки реже, откровенно бандитские и вовсе практически сошли на нет. Но при этом говорить о том, что взыскатели действуют строго по правилам, увы, не приходится.

Самая распространенная фобия должников – опасение обращаться за защитой в правоохранительные органы, когда давление со стороны взыскателей переходит в стадию угроз.

Многие считают, что если они должны по кредиту, то полиция их обращение рассматривать не будет. Это не так – наличие долга по кредиту не лишает гражданина Российской Федерации права на защиту, в том числе судебную.

Если коллекторы в телефонном разговоре, смс-сообщениях, письмах сообщают о том, что ими будет осуществлен выезд с целью оценки вашего имущественного положения и изъятия имущества; если вам обещают возбудить уголовное дело против вас и т.д, и т.п. – смело обращайтесь с жалобами в соответствующие инстанции.

Куда обращаться должнику с жалобой на коллекторов?

  • Центробанк

Первым адресом, куда должник может (более того – должен) сообщить о неправомерных действиях кредитора – это Банк России, который регулирует деятельность микрофинансовых организаций, а также следит за соблюдением ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Обратиться с заявлением можно через официальный сайт ЦБ РФ, где в разделе «Интернет-приемная» есть пункт «Подать жалобу».

2. Служба судебных приставов

Через сайт следует также обратиться в Службу судебных приставов, где также через Интернет-приемную отправить жалобу.

3. Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – следующая организация, которая по вашему обращению обязана провести проверку законности действия кредиторов в отношении Вас.

Если коллекторы звонят и угрожают родственникам должника или самому должнику, шлют СМС или письма, высказывают прямые угрозы иным способом, незамедлительно обратитесь с жалобой в Прокуратуру (через официальный сайт) и обязательно позвоните в полицию.

Случай из практики

Недавний случай из практики, который может послужить инструкцией к действию многим пострадавшим от действий коллекторов.

Гражданке М., не отдавшей во время долг микрофинансовой компании «Деньги Сразу», с регулярностью 20 раз в день начала названивать некая особа, которая, не стесняясь в выражениях, описывала М. перспективы ее дальнейшей жизни – от описи имущества до пребывания в тюрьме.
После обращения М. с жалобами к судебными приставами было проведено расследование, в результате которого выяснилось, что звонившая представляла компанию ООО «ФинСоюз Актив Юг».
Итог: подача приставами в Арбитражный суд Республики Крым административного иска к коллекторской компании и вынесение решения о взыскании с ООО штрафа в сумме 50 000 рублей.
В настоящее время в районном суде Волгограда на рассмотрении находится гражданское дело о взыскании с ООО «ФинСоюз Актив Юг» в пользу гражданки М. суммы ущерба морального вреда (на основании решения Арбитражного суда).
По информации портала 9111.ru за авторством юриста Шевченко Натальи Николаевны

Юридическая консультация Моё Право

(г. Омск, пр-т Космический, 89)

Если у вас остались вопросы, напишите нам в Сообщения Сообщества или задайте интересующие вас вопросы по телефонам:

+7 (913) 976–02–46;

+7 (962) 047–69–28;

+7 (904) 320–38–28;

597-497.

Сайт: moepravo55.ru

Эл. почта: y4law@yandex.ru