Как Рутгер Хауэр поссорился с Полом Верховеном?

В 1967 году Рутгер Хауэр заканчивает трехгодичный курс обучения актерскому мастерству. Уже спустя пару лет состоялся его первый выход на съёмочную площадку. Это был телесериал "Флорис", рассказывающий об этаком голландском Робин Гуде (напомню что Рутгер родом из Нидерландов). "Флорис" стал первой совместной работой Рутгера Хауэра и режиссёра Пола Верховена, положившей начало их долгому и удачному сотрудничеству. Сам Пол Верховен всегда считал Рутгера своим альтер эго, своим талисманом. С ним он мог делиться даже самыми безумными идеями и при этом всегда быть понятым. Но однажды их дружба прекратится и они станут самыми настоящими врагами на съёмочной площадке.

Моник ван де Вен и Рутгер Хауэр в фильме "Турецкие наслаждения" (1973).
Моник ван де Вен и Рутгер Хауэр в фильме "Турецкие наслаждения" (1973).

В 1973 году творческий тандем Верховен-Хауэр снял фильм "Турецкие наслаждения" (другое названия - "Турецкие сладости"), рассказывающий о страстной любви между раскованными парнем и девушкой. Рутгер сыграл в нем Эрика - неприятного и отталкивающего типа. Но когда он узнает, что его бывшая жена больна раком он начинает всячески о ней заботиться. Под маской бунтаря и циника оказался очень любящий и заботливый человек, такое перевоплощение персонажа Рутгер Хауэр отработал на все 100%.

Картина считается одной из самых успешных из всех когда-либо снятых голландских фильмов и даже была номинирована на "Оскар" как лучший иностранный фильм (заветную статуэтку лента правда так и не получила). Любопытно заметить что даже в родных Нидерландах фильм поначалу сочли уж слишком порнографическим, обилие крайне откровенных эротических сцен просто поражает воображение, а вообще картина очень хорошо отражает происходившую тогда сексуальную революцию. Но довольно быстро фильм стали записывать уже в статус культовых шедевров.

Успешными оказались и следующие совместные работы Верховена с Хауэром: "Кити-вертихвостка", "Солдаты королевы" (или "Солдат в оранжевом", оранжевый - это цвет флага королевства Нидерланды), принёсший Рутгеру уже приглашение в Голливуд, и "Заводные".

Рутгер Хауэр в фильме "Ночные ястребы" (1981).
Рутгер Хауэр в фильме "Ночные ястребы" (1981).

Первым американским фильмом с участием Рутгера были "Ночные ястребы" (1981). Здесь он сыграл международного террориста, за которым охотится полицейский - герой Сильвестра Сталлоне. "Сталлоне хотел показать, что он крутой парень, но ведь и я такой", - вспоминал потом Рутгер. Однако многие сцены, объясняющие мотивацию поступков террориста, были вырезаны при монтаже. Вместо актерского драматического искусства ему приходилось учиться у Сталлоне группироваться перед эффектным падением и имитировать отдачу при стрельбе. Американские продюсеры видели в Хауэре актёра, которому очень хорошо подходят образы только отрицательных персонажей. Всё это, конечно, разочаровало Рутгера, хотя в остальном жаловаться было не на что. На гонорар, полученный за "Ястребов", он купил себе виллу в окрестностях Лос-Анджелеса. Великая американская мечта начинала сбываться.

Рутгер Хауэр в фильме "Бегущий по лезвию" (1982).
Рутгер Хауэр в фильме "Бегущий по лезвию" (1982).

Пол Верховен тем временем тоже пытался пробиться в Голливуд. Его первой картиной на этом поприще должна была стать историческая драма "Плоть и кровь" (снятая на английском языке). Вместе с собой Верховен прихватил своего оператора Ян де Бонта (который впоследствии режиссировал в Голливуде вторую часть фильма "Скорость", а также вторую часть "Лары Крофт"), а на главную роль позвал конечно же Рутгера Хауэра. Кто бы мог знать, что творческий разрыв между режиссёром и его актёром произойдет на съёмках именно этого фильма.

Сюжет ленты, придуманный еще в 1971 году, рассказывал о противоборстве двух мужчин, любящих одну и ту же девушку. При этом один из них разбойник, берущий от жизни всё (Хауэр конечно же), а другой - этакий принц и вообще представитель более светлых кровей. Сама же девушка по имени Агнес (Дженнифер Джейсон Ли) и сама не может выбрать между двумя мужчинами - одного она может быть и любит больше, но к другому её тянет сильное сексуальное влечение. И всё это на фоне кровопролитного XVI века со своими суровыми войнами и свирепствующей чумой.

Дженнифер Джейсон Ли и Рутгер Хауэр в фильме "Плоть и кровь" (1985).
Дженнифер Джейсон Ли и Рутгер Хауэр в фильме "Плоть и кровь" (1985).

Американские продюсеры сочли сценарий уж слишком откровенным и жестоким и предлагали изменить его так, чтобы в результате получилась более традиционная средневековая сага о любви. Верховен был против каких-либо изменений в истории и наверняка он ждал поддержки от своего протеже Хауэра. Но в этом конфликте, Рутгер внезапно встал на сторону продюсеров, начавшиеся творческие разногласия в итоге и рассорили двух старых друзей.

На съёмках "Плоти и крови" Рутгер Хауэр порой вёл себя крайне вызывающе.
На съёмках "Плоти и крови" Рутгер Хауэр порой вёл себя крайне вызывающе.

Причиной раздора возможно стали и личные амбиции Хауэра. Рутгер к тому времени уже успел неплохо закрепиться в Голливуде. Кроме уже упомянутых "Ночных ястребов", он снялся вместе с Мишель Пфайффер в ленте "Леди-ястреб", а также с Харрисоном Фордом в "Бегущем по лезвию". Что же касается "Плоти и крови", он поначалу даже не хотел подписывать контракт на съёмки, считал что этот фильм плохо скажется на его карьере. Согласился он наверное исключительно из-за старой дружбы с Полом, однако было очевидно что Рутгер больше не хочет быть просто чьим-то талисманом. На площадке он постоянно чувствовал себя не своей тарелке и зачастую даже не выполнял просьбы режиссёра, предпочитая отыгрывать свою роль так как ему вздумается. Верховен в долгу не оставался и на такое поведение всегда отвечал фразой "Эй, парень, забирай свой контракт, мы найдем другого актера. Никаких проблем".

Пол Верховен на съёмках "Плоти и крови".
Пол Верховен на съёмках "Плоти и крови".

Картина "Плоть и кровь", вышедшая в 1985 году, получила достаточно жесткий возрастной рейтинг (от 18 лет). При этом снималась лента "на натуре" в Испании и обошлась своим создателям в $ 6,5 миллионов. Эти и многие другие причины привели к тому, что фильм провалился в прокате. Однако несмотря на очевидный кассовый провал и отдельные отрицательные отзывы от критиков, большие голливудские боссы доверили режиссёру Полу Верховену съёмки крупнобюджетного блокбастера "Робокоп". Картина 1987 года уже была успешной в прокате и впоследствии превратилась в полноценную франшизу.

Пол Верховен объясняет роботу ED-209 как он должен всех напугать (съёмки фильма "Робокоп").
Пол Верховен объясняет роботу ED-209 как он должен всех напугать (съёмки фильма "Робокоп").

На тот момент Пол Верховен уже окончательно разругался с Рутгером Хауэром, но несмотря на творческие разногласия режиссёр видел именно его в качестве идеального исполнителя главной роли - полицейского Алекса Мёрфи, который после смерти собственно и становится Робокопом. Есть версия, что Верховен через продюсеров всё-таки пытался связаться и помирится со своим "блудным" актером, но Хауэр не спешил выходить с ним на связь. Главная роль в итоге досталась Питеру Уэллеру.

Питер Уэллер в образе Алекса Мёрфи и Рутгер Хауэр.
Питер Уэллер в образе Алекса Мёрфи и Рутгер Хауэр.

Надо заметить, что раз Верховен так хотел чтобы Хауэр сыграл в "Робокопе", значит Рутгер легко мог появиться в главных ролях и во всех последующих голливудских работах режиссёра, таких как "Вспомнить всё", "Основной инстинкт" и т. д. Однако всего этого не произошло, а ведь вместе эти ребята ещё могли столько "наворотить дел" в этом вашем Голливуде.

Прошли долгие годы, прежде чем голландский режиссёр всё-таки восстановил отношения со своим актёром. Однако это не вылилось в новое творческое сотрудничество в мире кино или где-нибудь ещё. Остается только успокаивать себя мыслью, что старые друзья хоть и не восстановили былую дружбу, однако вражда между ними прекратилась.