"Человек-амфибия". Тогда и теперь

В детстве, когда я прочел эту книгу впервые, все было просто. Умирающий мальчик, добрый профессор Сальватор, злой и жадный Зурита, несчастный рыбак Бальтазар и прекрасная Гуттиэрэ. Зурита хочет денег, и Ихтиандр (юноша с жабрами) поможет ему их заработать, ему ведь не надо всплывать на поверхность во время ловли жемчуга. И платить ему можно рыбой, так гораздо дешевле. А тут еще и красивая, но гордая Гуттиэре, которую спасает все тот же мальчик с жабрами спасает от гибели, и на которой очень хочет жениться Зурита. И понеслось — приключения, расследования, любовь, страшные тайны и обретение потерянной семьи. Полный комплект, одним словом. Тогда книга ( и фильм, соответственно) мне безумно понравилась.

Но потом, будучи примерно вдвое старше, я ее перечитал. И понял, что она не о приключениях. Она о людях. О морали. И о том, какие последствия влекут за собой попытки сделать мир счастливым, не спросив разрешения. О том, как рушатся мечты, даже воплощенные, при столкновении с жизнью. У умирающего мальчика есть отец, и исчезновение сына едва не свело его с ума, добрый доктор Сальватор по сути занимался вивисекцией (попыток-то то было много, но повезло лишь Ихтиандру) .

Любовь? Так ее там и нет, есть благодарность девушки за спасение с одной стороны, и страх одиночества с другой ("Я не хочу быть один, мне нужен другой рядом, чтобы мне не было грустно"). Только жадный делец Педро Зурита верен себе — он хочет денег, много и сразу. Плохо, но честно.

Постер к фильму 1961 года
Постер к фильму 1961 года

Беляев показал общество, в котором для человека, не имеющего статуса и защиты нет места. Ихтиандр не может вписаться в социум, нет у него такой возможности. Особенно ярко это проявляется в конфликте между доктором Сальватором и епископом де Гарсилассо, между наукой и церковью. Наука вторглась в замысел Бога, результат этого вторжения вполне жизнеспособен и обладает возможностями, превосходящими человеческие в некоторой части. При этом наука и церковь к Ихтиандру относятся совершенно одинаково.

Доктор Сальватор из научного любопытства лишил юношу обычной человеческой жизни, решив за него. Епископ де Гарсилассо делает то же самое — хочет отнять даже ту жизнь, которая есть, чтобы в обществе не возникло сомнений в правильности религиозных постулатов. И для доктора, и для епископа человек — всего лишь объект эксперимента. Наука и церковь — две конфликтующие части социума, прекрасно интегрированы в него и владеют рычагами воздействия на светскую власть.

И жертвой конфликта становится Ихтиандр. У него даже статуса нет: он не гражданин, не сын, не брат, не сотрудник. его, доктор Сальватор защищает свое открытие. И показательно, что наука в романе Беляева по отношению к человеку выступает такой же тиранической силой, как церковь, полиция и наемники Зуриты. Даже хуже, ведь в отличие от всех остальных зол, выбора она не оставляет.

Подытоживая, скажу так. Книга грустная, но при этом ощущения безнадежности не возникает. Ведь у Ихтиандра есть океан — огромный, знакомый, понятный ему. Он не заменит нормальную жизнь среди людей с любимой девушкой, но всё-таки это не так уж мало для пионера новой ветви человечества. Книга все-равно замечательная.

Главное — не зацикливаться на любви и одиночестве, а понять — океан впереди. И он ждет.

На сегодня у меня все, читайте книги! Ждем Ваши отзывы.

Спасибо за проведенное с нами время. Оцените данный текст, пожалуйста.

P.S.: Этот и другие обзоры Вы можете прочесть в нашем паблике в ВК.