5 subscribers

Как феминизм связан с творческой реализацией женщины

«Ну хорошо, если женщины действительно равны с мужчинами, то почему среди женщин никогда не было великих художниц (композиторов, математиков, философов) или почему их было так мало?»

Этот вопрос, заданный в дискуссии о правомерности равенства женщин и мужчин, скрывает в себе ни что иное, как простой тезис: среди женщин не было великих людей, потому что женщины неспособны к величию.

Широкая публика часто не понимает, что такое искусство: в их наивном представлении искусство — это прямое, личное выражение эмоционального опыта человека, перевод жизни личности на визуальный язык.

На самом деле в искусстве гораздо больше социальной составляющей: кем был творец, в какой семье воспитывался, каким предметам и занятиям обучался с детства. Многие художники происходили из семей ремесленников, традиция позволяла обучать мальчиков искусству с раннего возраста. У женщин до 20 века не было доступа к рисованию обнаженной натуры.

В создании произведения искусства участвует самодостаточный язык формы, более или менее зависимый или независимый от конвенций, схем или систем записи данной эпохи, каковые заучиваются или вырабатываются либо в процессе ученичества или преподавания, либо за долгие годы собственных экспериментов. Говоря более приземленно, язык искусства воплощен в красках и линиях на холсте и бумаге, в камне, глине, пластике, металле — он не есть ни слезливая история, ни пикантная сплетня.
Поэтому среди женщин, насколько известно, не бывало по-настоящему великих художниц, хотя было много художниц интересных и очень хороших, творчество которых осталось недооцененным или недостаточно исследованным; как не было и великих джазовых музыкантов среди литовцев или великих теннисистов среди эскимосов, как бы мы ни желали обратного.
Линда Нохлин, Почему не было великих художниц?

В литературе была похожая ситуация, ведь уметь писать это тоже мастерство.

Если обратиться к XIX веку, когда женщина пишущая только начала очерчиваться, то сразу споткнешься о диагноз: им не то что не разрешалось подходить к бумаге на пушечный выстрел — само это влечение для женщины считалось девиацией, психическим расстройством.
Архивы хосписов и лечебниц полнятся историями таких «расстройств». Например, швейцарская крестьянка загремела в кантонский госпиталь только за то, что оттягивала работу ради утреннего письма.
Данил Леховицер

Как заметил больше ста лет назад Джон Стюарт Милль: «Всё привычное кажется естественным. Коль скоро подчинение женщин мужчинам — общепринятый факт, то любое отступление от него вполне естественно кажется неестественным».

Что мешало и продолжает мешать женщинам в творческой реализации?

1. Необходимость уделять определенное время тем или иным общественным функциям (жена, мать, любовница, хозяйка, "красивая женщина").

2. Ожидаемая от них деятельность: "женские" занятия (традиционно те занятия, которыми женщина занимается для блага других). Все, что женщина делает для себя — плохо.

3. Институционально поддерживаемая дискриминация женщин (транслирование стереотипа об особой женской роли в школе и университете, дискриминация в работе).

4. Олицетворение тела женщин с их творчеством. Когда мужчина создает шедевр, все обсуждают шедевр, когда женщина создает шедевр, все обсуждают женщину.

5. Боязнь авторства. В библии для феминисток-литературоведок The Madwoman in the Attic авторства Сандры Гилберт и Сьюзен Джубар говорится, что сама возможность женского письма затруднялась отсутствием предшественниц и, как результат, уверенности.

Что делать?

Чтобы реализовать себя как личность, нужно в первую очередь взять на себя ответственность за свою жизнь — осознать свои возможности и ограничения.

Только приняв на себя (пусть даже неявным образом) «мужские» качества — целеустремленность, сосредоточенность, упорство и способность полностью отдавать себя своим идеям и своему ремеслу, и все это только ради себя, — женщинам удалось достичь успехов в мире искусства и поныне приумножать эти успехи.

Женщинам нужно осознать себя субъектами, равными мужчинам. Если большинство женщин установит такие отношения с собой, равенство достижений станет возможно.