Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

10 April

Оглавление

В седьмом часу утра я проснулся. Спать в машине было не холодно, автономка с вечера не сразу, но всё-таки согрела салон до комфортной температуры (окна я по возможности завешивал и затыкал одеждой, чтобы уменьшить теплопотери). И утром хотелось ещё немного подремать - тем более, Денис с Сашей тоже ещё не выходили из машины. Но меня терзали опасения, что не смогу завести двигатель: боялся, что автономный отопитель за ночь израсходовал слишком много заряда аккумулятора (а мороз ночью крепчал). Поэтому я быстренько оделся, выпрыгнул из салона, пересел на водительское сиденье, повернул ключ...

Двигатель завёлся с пол-оборота, но дальше началось странное. Было ощущение, что в моторе будто происходит внутренняя борьба: одна его часть уже завелась и работает, другая часть - мешает работать первой. Стало понятно, что проблема
четырёхлетней давности с двигателем Ховера (вызванная, видимо, аномальными морозами января 2017 года) так никуда и не делась - просто она проявляется в морозы под 30 градусов, которых в средней полосе не бывает. Впрочем, эта борьба продолжалась секунду-полторы - затем все цилиндры включились, и мотор заработал ровно. Ожила рация, Саша с Денисом спросили:
- Ну что, замёрз?

Сидеть и греться в салоне при плюсовой температуре - приятно, но нельзя было позволить себе такую расточительную трату времени. Я разложил на улице стол, подсоединил газовый баллон к плитке, поставил чай из канистры, которая всю ночь стояла рядом с работающей автономкой (и поэтому не замёрзла). Денис и Саша тоже вышли на улицу, на мороз - было 28 градусов ниже нуля. Хлопоча возле плиты, я посетовал:
- В такой мороз на улице постоянно течёт из носа.
- Это конденсат! - пошутил Саша.
Шутка была очень актуальной: ночью им конденсат слегка попортил нервы. Посреди ночи в Паджеро Спорте внезапно перестал работать "Планар"! Я бы в этой ситуации наверняка запаниковал. Но Саша с Денисом сообразили, что вещи просто так не ломаются - и, подумав, полезли под машину с фонариками: искать отверстие для впуска воздуха в автономку. Догадка оказалась верной - отверстие было наглухо забито замёрзшим конденсатом выхлопной трубы двигателя (ночью они временами заводили дизель, чтобы утром вокруг него не плясать с бубном).

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Время близилось к рассвету. Денис, вооружившись фотоаппаратом, сказал:
- Пойдём смотреть церковь!
Надо сказать, что маршрут нашего путешествия разрабатывал и ключевые точки выбирал Денис. А я его очень подробно расспрашивал, куда именно будем заезжать и какие церкви смотреть - чем иногда вызывал его удивление: "Мы же вместе едем!" Я очень люблю перед путешествием подробно прочитать обо всех ожидаемых достопримечательностях, посмотреть фотографии. Как известно, путешественник живёт тремя жизнями: когда планирует путешествие, когда совершает его и когда вспоминает о нём. Подробное изучение маршрута для меня - это та самая первая жизнь путешественника (а написание путевых заметок - третья). Но о церкви в Красной Ляге я не прочитал вообще ничего: как-то мимо меня прошли планы разместиться на первую ночёвку в районе Кучепалды.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Огромный плюс путешествий именно такого формата, с "дикими" ночёвками в машинах без привязки к гостиницам - возможность заночевать поблизости от какой-нибудь примечательной церкви и с утра после не слишком раннего пробуждения посмотреть на неё на рассвете, наделать фотографий. А церковь, определённо, заслуживает внимания. Стоит в поле одиноко, высокая и стройная, будто свечка (никаких трапезных к ней не пристроено). Внизу - восьмерик от самого фундамента, крыша - шатровая.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Денис прямо тут, на 28-градусном морозе, провёл ликбез - рассказал нам, что церковь зовётся Сретенской (или Сретено-Михайловской), построена она в 1655 году (в середине XVII века - то есть ей около 350 лет!). И даже подсказал, что в этом месте есть геокешерский тайник , который был мною успешно взят.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Мы немного побродили по снегу возле храма. Денис, орудуя штативом и фотоаппаратом, делал фотографии церкви на фоне предрассветного горизонта. Саша достал видеокамеру, снимал церковь, природу и нас. Навёл камеру на меня и спросил:
- Как впечатления?
Я в ответ рассказал анекдот о возвращающемся из армии дембеле, который на просьбу описать свои впечатления от службы Родине в двух словах ответил: "Было холодно!" На таком морозе мы быстро покрылись инеем от дыхания - и вскоре отправились обратно в сторону тёплых машин. Как раз в этот момент из-за горизонта появилось северное солнышко, дав нам возможность полюбоваться утренней зарёй. Вот оно - "небо нестрогое".

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Остывший чайник подогрели на плитке, заварили быстрорастворимой каши на завтрак, попили чаю - и стали готовиться к отъезду. Автономку я выключил только в этот момент. Вечер предыдущего дня доходчиво донёс до меня ценный урок: человеку зимой необходим дом, и на период подобного "дикого" путешествия домом становится автомобиль - а дом зимой нужно постоянно отапливать, не позволяя ему выстыть (иначе отогреваться будет долго).

Второй день путешествия мы ещё в Москве запланировали провести отдельно друг от друга. Меня очень интересовал Почозёрский погост - северный "тройник" в деревне Филипповской, расположенной в Плесецком секторе Кенозёрского национального парка. Вообще меня эти деревянные храмовые ансамбли, состоящие из летней церкви, зимней церкви и колокольни - чем-то завораживают. Они существовали только на Русском Севере, лет сто назад их было несколько десятков - а сейчас осталось всего шесть.

Но от трассы до Почозёрского "тройника" целых 80 км - это часа два в одну сторону по извилистым заснеженным грейдерам Кенозёрья. Поэтому Денис с Сашей решили туда не ехать, а посвятить второй день осмотру Ошевенска с его Александро-Ошевенским монастырём - и некоторых других примечательных мест вдоль Онеги (которых в этих краях немало). Мы договорились, что из Филипповской я напишу ребятам смс, чтобы ориентироваться по времени встречи вечером. Саша и Денис напутствовали меня:
- По грейдерам езди только на полном приводе и на стравленных шинах! И аккуратнее там, не спеши!
И я первым уехал из Красной Ляги, поскольку мне предстоял явно более долгий путь, чем экипажу Паджеро Спорта.

По заснеженной дороге я довольно быстро проехал 30 километров до Каргополя, где повернул налево, на север, на трассу А-215. Нужно было спешить, чтобы вечером не заставлять себя ждать слишком долго. Поэтому заезжал я только в те примечательные места, которые располагались рядом с шоссе. Первым стало Саунино, ныне называемое Кипровом, которое располагается в четырёх километрах от Каргополя, где стоит старинная деревянная церковь Иоанна Златоуста. Конструкция церкви не совсем такая, как в Красной Ляге: восьмерик на четверике, плюс с западной стороны пристроена трапезная. Рядом стоит отдельная колокольня с шестигранным срубом. Но церковь тоже шатровая. Построена она в 1665 году - то есть ей тоже без малого 350 лет! Чуть позже я прочитал, что патриарх Никон (автор церковной реформы) в середине XVII века категорически запретил строить шатровые храмы, никому не объясняя причин запрета.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Впечатления от церкви Иоанна Златоуста были особенны тем, что рядом располагается вполне жилая и обитаемая деревня Кипрово. С одной стороны, это любопытно: такой древний храм стоит - а рядом обычные современные дома, в которых живут современные люди, и даже дорога почищена трактором. С другой стороны, слишком долго бродить вокруг церкви не хотелось: Ховер я поставил на обочине этой самой узкой дороги, и если бы кто-то поехал - моя машина могла бы создать помехи. Поэтому, насмотревшись и сделав фото, я продолжил свой путь.

Вскоре на дороге под снегом и льдом показался асфальт - не самый распространённый вид дорожного покрытия в этих краях. Я выключил полный привод и разогнался до 90 км/ч. На скорости двигатель начал "троить", машина задёргалась - снова сказывался мороз (температура тем утром опускалась до 31 градуса ниже нуля). По возвращении в Москву двигатель нужно было диагностировать и ремонтировать. Но я переживал, как бы Ховер меня не подвёл в ближайшие день-два: ожидались морозы ещё сильнее. Хотя даже при 30 градусах приходилось держать отопитель почти на максимуме, чтобы в салоне на скорости 90 км/ч было комфортно. На этой дороге стабильно ловит сотовая связь, да и мобильный Интернет присутствует. Подумав, я поставил загружаться на YouTube свой
вечерний видеодневник : проще потом отправить ссылку на видео, чем текстом отвечать на многочисленные расспросы о том, как идёт путешествие. Так я проехал около 50 километров по трассе А-215 вниз по Онеге. Дорога была разная: то почти чистый асфальт, то лёд. Разгоняться больше 90 км/ч я боялся, а вот местные ездили по этому шоссе более уверенно, обгоняли меня. Доехал до деревни Шелоховской, куда свернул посмотреть на деревянный храмовый ансамбль.

Церковь Михаила Архангела (видимо, летняя, неотапливаемая) построена в 1715 году в кубоватом стиле. Слово "кубоватый" здесь относится не к срубу-четверику внизу (который по форме напоминает куб), а к верхушке, к крыше, напоминающей по форме луковицу (на которой располагаются пять куполов). Этот архитектурный стиль встречается практически исключительно в Поонежье и на Поморском берегу Белого моря. Очень вероятно, что он возник как реакция жителей Севера на запрет строить шатровые храмы.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Церковь Сретения Господня (зимняя, тёплая) построена в 1803 году в "ярусном" стиле: на широком четырёхгранном срубе располагается более узкий четверик высотой всего в несколько брёвен - и на нём уже стоит восьмерик.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

До середины XIX века рядом с церквями стояла ещё и деревянная колокольня - то есть храмовый ансамбль был классическим северным "тройником". Потом колокольня обветшала, и её заменили на каменную, которая также не сохранилась.

Поонежская экспедиция 2021. Глава II. Деревянные храмы Каргополья

Интересно, что буквально за месяц до путешествия фотографию двух деревянных храмов в Шелоховской мне показала моя коллега по работе (нашла её в каком-то сообществе ВКонтакте, среди фото каньонов США, фьордов Норвегии и прочих достопримечательностей) со словами: "Вот какие красивые места бывают! Побывать бы там..." В тот момент наша поездка уже была запланирована, как и заезд в Шелоховскую - но я до самого отъезда боялся, что путешествие сорвётся. А оно не сорвалось, и хоть каньонов с фьордами из того сообщества я не лицезрел, зато деревянный храмовый ансамбль в деревне Шелоховской Каргопольского района Архангельской области довелось увидеть своими глазами.

В Шелоховской, помимо церквей, есть как минимум несколько очень красивых и примечательных деревянных домов. Но я не стал бродить по деревне и их разглядывать: время было дорого. Сел в Ховер и, продолжая свой путь, вскоре покинул Каргопольский район, въехав в Плесецкий. Доехав до Конёва, свернул с асфальта налево на заснеженный грейдер, включил полный привод... Меня ждал Кенозёрский национальный парк, в котором я никогда не был раньше.