Поонежская экспедиция 2021. Планы и подготовка

2 April

Оглавление

После возвращения из Мезенской одиссеи в 2018 году я не был на Севере ни разу. Хотелось поехать в 2019 году - собственно, не в последнюю очередь именно ради этого я ездил в январе того года в Мещёру , где познакомился с потенциальными попутчиками. Но тогда обстоятельства складывались не очень удачно: я только-только устроился преподавать в alma mater, плюс квартирный вопрос мы решали... Одним словом, Саша Staroverof и Денис den-solotareff тогда поехали без меня .

С коллективом, с которым я познакомился тогда зимой в Мещёре, мы не один раз ездили на покатушки - но это всегда были выезды выходного дня: под Пронск , на Бабью Гору и на Лаврентьев Холм . К началу 2020 года тяга к путешествию на Север у меня достигла немыслимых пределов - я всерьёз собирался поехать в Каргополье на Ховере в одиночку. Для этого я сделал в багажнике "ровный пол" и установил автономный отопитель . Тогда, год назад, я даже взял отпуск на неделю и договорился с коллегой, чтобы он вместо меня провёл занятия у студентов. Но - от путешествия меня остановили две вещи: аномальное тепло (я бы никуда просто не проехал из-за отсутствия ледовых переправ) и коронавирус. Остался я в Москве с сыном, а жену с дочкой отправил отдыхать от нас на недельку.

Во время осенней покатушки
на Лаврентьев Холм я заговорил с Сашей Staroverof о возможном путешествии на Север. Саша тогда ответил, что хотел бы поехать в Воркуту, в Нарьян-Мар или в Салехард - а ездить по старым маршрутам ему уже скучно (даже если это путешествие в тундру на север от Мезени). Я же был в больших сомнениях насчёт столь дальнего и столь долгого путешествия. Поэтому конкретных планов тогда так и не появилось.

Уже в декабре Саше позвонил Антон
AnanasHead , и тогда созрела идея "ближнего" путешествия - в Онежскую губу. Начали строить планы, желающих поучаствовать было несколько человек на нескольких машинах, но в планы вмешался коронавирус. В конечном счёте определилось, что едем на двух машинах втроём: Денис den-solotareff и Саша Staroverof на Паджеро Спорте Дениса и я на Ховере. И даты сразу определились - последняя неделя февраля.

Путешествие сразу предполагалось диким: ночёвки - в машинах с автономками, еда - самостоятельного приготовления на газовых плитках. У меня опыта длительных автопутешествий в подобном формате раньше не было, нужно было готовиться. Все технические работы, которые можно было выполнить до путешествия - я выполнил,
несколько раз заезжая в "Ховер-ЗАО" к Диме xarek16 . Прикупил в дорогу запасные топливный фильтр, ремень генератора, прокладку выпусного коллектора - и книгу по ремонту Ховеров. Также купил пуско-зарядное устройство "Спец-6000": на случай, если в мороз автономка за ночь разрядит аккумулятор. За покупками ездить приходилось немало - и всё это в условиях аномального снегопада в Москве.

Уже в последние дни перед путешествием я, чистя лобовое стекло Ховера от снега, сломал щётку. И за ней тоже пришлось ехать в магазин.

Я раздумывал, не оставить ли дома ручную лебёдку и сенд-траки, лежавшие тяжёлой поклажей на экспедиционном багажнике. Когда посоветовался с Денисом, тот удивился: "Сенд-траки, конечно, могут пригодиться. Мы ведь по снегу едем!" Подумал, что полная сума тяжела, но пустая ещё тяжелее — и решил всё оставить на багажнике. Хайджек оставлять дома, разумеется, я не предполагал — специально на новогодних каникулах ремонтировал его: у домкрата один из пальцев вылетел на ходу и потерялся. Я заменил тогда палец большим болтом, найденным в гараже тестя.

Формат поездки предполагал как довольно длительное пребывание на улице при низких температурах, так и появление в населённых пунктах, среди людей. Поэтому встал вопрос о подходящей одежде — с одной стороны, тёплой и удобной; с другой стороны прилично выглядящей (в ватнике, конечно, очень тепло и удобно — но в торговом центре в Архангельске я бы смотрелся в нём странно). Я купил в "Сплаве" чёрный зимний костюм под названием SAS (названный, видимо, в честь британских десантников), состоящий из брюк и куртки, имевших синтепоновую подкладку. Верхняя часть костюма сшита из смесовой ткани — соответственно, сидеть у костра можно безопасно, от искр не прогорит. Синтепоновую подстёжку от куртки и штанов можно отстегнуть и спать в ней, если будет холодно. А можно отстегнуть и ходить только в наружной, лёгкой части костюма — при активных физических нагрузках, чтобы не вспотеть. Это очень актуально, потому что путешествие было запланировано не чисто автомобильным, а ещё и немного лыжным: проехать на машине можно не везде, к некоторым интересным объектам можно дойти только на охотничьих лыжах. Я купил охотничьи лыжи, крепления и палки — все фирмы "Маяк". Лыжи испытывал на пруду возле дома, наворачивая круги по целине. Добрый час так бродил, сделал семь кругов. Прохожие уже начали коситься на семь параллельно идущих лыжней.

В дополнение к имеющейся штыковой я прикупил ещё и совковую лопату — для разгребания снега. Купил ящик для инструментов с расчётом прикрепить его к верхнему багажнику и использовать в качестве холодильника.

Питание в такой экспедиции — целый отдельный вопрос. Газовую плитку с баллоном я одолжил у родителей, когда ездили в Кинешму на Новый год . Накупил огромное количество быстрорастворимой лапши (по опыту прошлых путешествий — вещь незаменимая). Поскольку "холодильник" присутствовал, прикупил сосисок и паштета. Крупы, макароны, сникерсы, леденцы, чай, спиртные напитки… И тушёнка — куда же без неё.

По совету более опытных и бывалых Саши и Дениса я приготовил "соус" и заморозил его - с расчётом, что на три ужина нам его хватит.

Маршрут мы запланировали следующий:

Вещи в Ховер были погружены вечером 20 февраля, а выезд запланирован на раннее утро 21 февраля.

Вот и свершилось. Время ожидания и предвкушения прошло, и наступила пора Дороги. Вот интересное дело - сидя дома, представляешь дальнюю дорогу совсем другой, перед мысленным взором предстает череда городов и развилок, и человек, не привыкший к дороге, представляет её как бы в убыстренной съёмке. Раз - и ты на месте. Выехал из Москвы, мгновение, щелчок пальцами - и ты в Карелии. Только такой подход в корне не верен. Любой путешественник подтвердит: Дорога ценна сама по себе. Она и есть цель, а города и веси лишь вехи на пути, лишь маяки и ориентиры. Если ты решил стать путешественником, не торопись закупать снаряжение и экипировку, сначала научись любить Дорогу. Без этого не стоит отправляться в дальний путь, потому что ты не найдёшь в пути ничего, кроме усталости, маеты и дискомфорта. Полюби Дорогу, и она ответит тебе взаимностью. Она откроет перед тобой дальние горизонты, наполнит тебя силой, вернёт ускользающий смысл повседневному существованию. И ты вернешься обратно другим, ты вернешься собой.
Л. Миндель

До написания рассказа о путешествии по возвращении домой руки доходят небыстро. Но некоторые фотографии я уже выложил в свой Инстаграм
beacon1143 .