Советский истребитель Як-7: история создания, описание и характеристики

31.07.2018

Як-7 – это советский одноместный поршневой истребитель периода Второй мировой войны, созданный в ОКБ Яковлева на базе учебно-тренировочной машины Як-7УТИ. Выпуск самолета начался в конце 1941 года и продолжался до 1944 года. Як-7УТИ, будучи разработан для тренировки летного состава, претерпел в дальнейшем ряд удивительных превращений и сыграл весьма важную роль в истории Великой Отечественной войны.

История создания Як-7

В конце 30-х годов в Советском Союзе шла лихорадочная работа по созданию нового современного истребителя. К ней были привлечены лучшие отечественные конструкторские бюро: Лавочкина, Микояна, Яковлева. Новую машину планировали строить массово, поэтому практически сразу же встал вопрос о максимально быстром освоении истребителя в строевых подразделениях. Нужен был современный учебно-тренировочный самолет, характеристики которого бы не уступали новым боевым машинам. Его разработкой было поручено заниматься конструкторскому бюро под руководством Александра Сергеевича Яковлева.

Работы над новым тренировочным самолетом начались еще в 1939 году, за основу был взят истребитель Як-1, разработкой которого в то время занимались конструкторы КБ.

4 марта 1940 года появилось постановление советского правительства о создании учебно-тренировочного истребителя на базе опытного самолета И-26.

Испытания учебно-тренировочной машины начались летом 1940 года, самолет показал весьма неплохие летные качества: на высоте 4500 метров он смог достичь скорости 586 км/ч. Однако УТИ-26 (такое наименование получил учебный истребитель) был слишком сложным в пилотировании, что было неприемлемо для начинающих пилотов, поэтому машину пришлось дорабатывать.

За время серийного производства были изготовлено несколько серийных модификаций истребителя:

  • Як-7. Базовая модификация машины, выпуск продолжался с сентября по октябрь 1941 г. Всего изготовлено 62 единицы.
  • Як-7А. Модификация истребителя, выпуск которой начался в январе 1942 года. Самолет был оснащен новой радиостанцией, были внесены незначительные изменения в конструкцию планера. Производство продолжалось до мая 1942 года, всего было выпущено 277 единиц Як-7А.
  • Як-7Б. Самая массовая модификация машины, ее производство началось в мае 1942 года и продолжался до декабря 1943 года. За этот период было выпущено 5120 самолетов. Як-7Б имел два пулемета УБС вместо ШКАС, убирающееся хвостовое шасси, а с середины 1942 года и новый двигатель – М-105ПФ. Новая силовая установка, а также ряд других изменений позволили увеличить скорость истребителя до 532 км/ч у земли. На последних сериях этой модификации гаргрот был убран, были улучшены обводы фюзеляжа и его герметизация, что позволило еще более увеличить скоростные характеристики.
  • Як-7В. Учебно-тренировочный истребитель, который изготавливался путем снятия вооружения с серийного Як-7Б. Выпускался с мая 1942 по декабрь 1943 года. Было изготовлено 597 самолетов.
  • Як-7-37. Модификация, вооруженная 37-мм пушкой МПШ-37 и двумя пулеметами УБС. Этот истребитель имел несколько другое расположение кабины, предкрылки немного большее хвостовое колесо.

Характеристики ТТХ Як-7

Летно-технические характеристики истребителя Як-7:

  • размах крыла, м – 9,74;
  • длина, м – 8,37;
  • высота, м – 2,75;
  • масса, кг – 3370;
  • двигатель – АШ-82;
  • мощность, л. с. – 1330;
  • макс. скорость, км/ч – 615;
  • практическая дальность, км – 825;
  • практический потолок, м – 10200;
  • экипаж, чел. – 1.