Автобус – банкрот?

Администрация Нижнего Новгорода продолжает предпринимать отчаянные попытки по спасению МП «Нижегородпассажиравтотранс» от банкротства. Как уже сообщали «Патриоты Нижнего», два здания МП включены в перечень объектов муниципального имущества, которое может быть предметом залога.

Залог как крайняя мера

Городские власти признают: залог – это крайняя мера, без которой деятельность НПАТ может быть парализована фактически в любой момент. Оба объекта являются собственностью МП и расположены в областном центре. Это гараж и административный корпус на улице КИМа (14 128 квадратных метров) и нежилое здание на Удмуртской улице (3496 квадратных метров). Общая стоимость данных зданий оценивается в 222 миллиона рублей. Председатель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Светлана Помпаева отметила, что НПАТ находится в тяжелом финансовом положении из-за недостатка оборотных средств. Кредиторская задолженность по налогам, сборам и страховым взносам предприятия по данным на начало июля составляла 185,7 миллиона рублей.

«Существует угроза блокировки деятельности предприятия в ближайшее время. В качестве решения налоговая служба предложила отсрочку на год по уплате налога, сбора и страховых взносов в обмен на залог», – рассказала глава КУГИ.

По словам и. о. генерального директора МП «Нижегородпассажиравтотранс» Александра Хватова, предприятие готово в течение года погасить задолженность за счет собственных средств, которые планируется получить при изменении маршрутной схемы и по новой методике предоставления выпадающих доходов. Также на предприятии намерены составить подробный график погашения текущей задолженности и план оздоровления его хозяйственной деятельности.

В поисках руководителя

В апреле текущего года Нижегородпассажиравтотранс возглавил москвич Артем Коновалов. Соответствующее решение 16 апреля принял мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов. Артем Коновалов в разное время работал в департаментах строительства, ЖКХ и благоустройства Москвы, также в префектуре Юго-Восточного административного округа столицы. Однако Коновалов недолго задержался в областном центре: уже 22 июня он уволился из НПАТ.

– Перед предприятием стоят масштабные задачи на ближайшую перспективу по внедрению новой маршрутной сети и улучшению качества обслуживания нижегородцев на городских автобусных маршрутах, – подчеркнул глава города. – Поэтому было принято решение объявить конкурс на замещение должности руководителя Нижегородпассажиравтотранса.

За судьбой НПАТ следят все транспортные эксперты. Член комитета Заксобрания по транспорту и связи, депутат Леонид Гойхман считает, что город обязан не допустить наихудший сценарий для муниципального автобуса.

– Члены нашего комитета обеспокоены судьбой МП «Нижегородпассажиравтотранс», – рассказал депутат. – Все-таки это крупнейшее муниципальное автотранспортное предприятие региона. Я надеюсь, что до его банкротства дело не дойдет и предприятие продолжит свою работу. Необходимо принимать долгосрочную стратегию развития, бороться с нелегальными перевозчиками, обновлять подвижной состав.

Индивидуальный предприниматель Дмитрий Каргин считает, что город обязан сохранить МП «Нижегородпассажиравтотранс» и не допустить его банкротства. По мнению Каргина, НПАТ остро нуждается в эффективном менеджменте.

– Надо делать выделенные полосы для общественного транспорта, отдавать приоритет муниципальным автобусам, – рассуждает Каргин. – Мне трудно судить, почему у НПАТ такая сложная финансовая ситуация. Понятно, что она копилась годами. Вопрос грамотного управления перевозками, безусловно, играет роль. Нужна стабильность, нужен грамотный план по выводу предприятия из затяжного финансового кризиса.

На сайте НПАТ сейчас указано, что предприятию требуются водители, кондукторы, слесари, механики автоколонн. Зарплата у водителя от 27 тысяч рублей, у кондуктора – от 15 тысяч рублей. По информации департамента транспорта и связи, общий долг предприятия на 1 июня 2018 года составлял 1,157 миллиарда рублей.

Напомним, что предприятие Нижегородпассажиравтотранс перешло из областной собственности в муниципальную в 2012 году. Тогда планировалось, что власти региона помогут городу погасить все долги предприятия. Однако за шесть лет ситуация только усугубилась, причем не помогло даже резкое повышение оплаты проезда в августе 2017 года (с 20 до 28 рублей). Ряд экспертов не исключают, что в итоге НПАТ будет приведен к процедуре банкротства, а затем отдан в концессию – другими словами, в аренду частному лицу или коммерческому предприятию. Чем это обернется для пассажиров муниципального транспорта, пока что неясно.

Сергей БИШЛЕТОВ

Фото Андрея АБРАМОВА