Почему мы покупаем дорогие вещи? Теория "праздного потребления"

источник изображения: pixabay.com (на праве лицензии CC0 Creative Commons)
источник изображения: pixabay.com (на праве лицензии CC0 Creative Commons)
источник изображения: pixabay.com (на праве лицензии CC0 Creative Commons)

Вы не задавались вопросом? Почему некоторые люди будут есть одну лапшу, но зато у них есть навороченный и дорогой телефон, функции которого он не использует даже на 30 %, машина, стоимость которой превышает сумму 3 годичных заплат гражданина, а кредит на машину еще платить 8 лет и т.д.

Американский экономист и социолог Торстейн Веблена еще в 19 веке думал о данном феномене и в 1899 году изложил суть данного явления в книге "Теория праздного класса: экономическое исследование институций".

Веблен в исследовании выводит закон демонстративного потребления, который заключается в нерациональном потреблении некоторых товаров и услуг, потребление которых делается не для удовлетворения нужд, а для того, чтобы показать свое место в обществе, "свой вес", состоятельность, престижность и т.д.

Веблен подчеркивает, что свои каноны образа жизни буржуазия пытается навязывать всему обществу, всем его слоям. Орудия идеологического воздействия— средства рекламы, массовой информации— принадлежат буржуазии, и буржуазная система ценностей обладает высокой проникающей способностью. Представители средних и низших слоев втягиваются в изнурительную гонку за «престижным» уровнем потребления: самый ритм капитализма в принудительной форме навязывает «маленькому человеку» свой стереотип существования— «денежный стереотип». Этот стереотип полностью подчинен принципу демонстративного потребления, он определяет буржуазные каноны, в соответствии с которыми вехи на жизненном пути — это всего лишь вехи в потреблении все новых и новых товаров. Такой стереотип существования предстает в освещении Веблена как убогий и бессмысленный. «Теория праздного класса» содержит не только объективное осуждение современной Веблену «цивилизации бизнеса» и созданной этой цивилизацией шкалы ценностей, ориентирующей людей лишь на потребление, но и представление об истинной сущности человека, от природы одаренного неодолимой тягой к иным ценностям — знанию и труду.

Подписывайтесь на ПРАВО & ЭКОНОМИКА