О школе

- Мам, как узнать, что детей пора в школу отдавать?

- Во-первых, зубы. Во-вторых, общая способность усваивать материал. Познавательный интерес, безусловно. И, наконец, усидчивость. Вот твой брат Борис придумал, как с этим бороться, когда усидчивости – ноль. Он же сейчас ведёт занятия по английскому у малышей. Девять групп у него, от 5 до 7,5 лет. Так он придумал запирать дверь. Потому что они наладились выходить в коридор, бегать там и веселиться. Вот когда все эти факторы присутствуют у ребёнка – значит, к школе он готов. Физическое состояние я ещё учитывала: чтоб вы не дохляками у меня в школу шли. Способность к запоминанию тоже важна. И нужно уметь слушать и воспринимать обращённую речь. Вот я с Ванюшей в скайпе беседую, так его хватает на несколько минут. Дальше он отвлекается и уже начинается: «Бабушка, ну пока уже, да?» с такой надеждой в голосе. А бабушка всё треплется. Он не концентрируется ещё, а ему уже шесть. Как же от него можно ждать, что он будет концентрироваться на преподе, на доске, на букве? Да, опыт разный у стран. Где-то начинают образование в 5 лет, а где-то в 8. В царской России гимназисту первого класса было 16 лет. В нашем понимании это переросток. Но до этого с 4 лет он дома занимался с французом, с англичанкой, с географом. Домашнее обучение было очень развито. И сейчас очень многие к нему возвращаются. Опять же, надо посмотреть: кого можно учить дома, а кому прямая дорога в коллектив, в условия четкой субординации.