Пеший рыцарский турнир: как сломать человека в латах

Продолжим тему пешего рыцарского турнира в XV веке, которую мы начали с фрагмента рыцарского романа. На этот раз коснемся темы оружия, которое применялось на подобных турнирах. В частности, сегодня нас будет интересовать меч, который может противостоять бойцу в полном стальном экзоскелете.

Иллюстрация из манускрипта Gladiatoria, ок. 1440 г. Можно заметить, что подмышки у бойца слева закрыты кольчужным полотном
Иллюстрация из манускрипта Gladiatoria, ок. 1440 г. Можно заметить, что подмышки у бойца слева закрыты кольчужным полотном

Стоит заметить, что пешие турниры как таковые входят в моду не ранее половины XIV века, и, как отмечают исследователи (см. работы R. Coltman Clephan и Harold Arthur Lee-Dillon), это связывается в том числе и со все чаще встававшей перед рыцарями необходимостью спешиваться и решать разнообразные тактические задачи не только верхом, как предполагалось в предыдущие столетия. На них начинает возлагаться обязанность в управлении отрядами пехоты, решении критических задач обороны и взятия крепостей, налаживания коммуникаций. Как напишет в середине XV столетия в «Rozier des guerres compose par le roi Louis XI» сам Людовик XI:

"Рыцарство – это мудрость действий: сражения организуются во имя
общественного блага. В деле сражения рыцари в государстве могут быть уподоблены ученым и докторам в других науках." (цит. по: Доронина Л. Л. «Наставления Людовика XI» как источник для изучения представлений об идеальном государе во Франции второй половины xv века)



И конечно же, немаловажным будет и то, что к концу XIV столетия развитие защитного вооружение достигает своего пика, выразившегося в создании полного латного доспеха, почти непробиваемого ручным холодным оружием.

Прогрессия формы северо-итальянского доспеха в течение XV века.
Прогрессия формы северо-итальянского доспеха в течение XV века.


Еще одной оговоркой перед началом повествования хочу заметить, что далеко не на всех турнирах подразумевалось нанесение тяжких травм или смерть в пешем бою, однако, судя по описаниям, дошедшим до нас, бойцы часто заходили достаточно далеко в своем желании победить даже в боях a plaisance. Тем не менее, в контексте нашей темы мы будем касаться также и поединков чести и судебных поединков, которые порой имели место в течение турниров или вне их, и подразумевали кровопролитие или бой насмерть.

Именно в этом время начинают развиваться мечи со специализированными гранеными клинками (тип XV по Окшотту и выше). Кроме того, в фехтовальных наставлениях XV и XVI веков широко представлены способы борьбы с противником в доспехах и описан специальный вид меча, который наилучшим образом можно применить в такой ситуации. Мастер Фиоре ди Либери описал придуманные им формы мечей в своем труде Цветок Битвы, записанном около 1404 года для его патрона, молодого маркиза д'Эсте Никколо III:

Фрагмент манускрипта Фиоре Либери с описанием мечей для боя в доспехах, 1404 г.
Фрагмент манускрипта Фиоре Либери с описанием мечей для боя в доспехах, 1404 г.

Это меч, который может быть и мечом, и топором, и у него нет лезвий, за исключением острия длиной в пядь, но острие хорошо заточено и лезвия на нем должны быть также заточены на длину ладони. Рондель под перекрестьем должен отстоять на ширину ладони, но не дальше, а перекрестье должно быть хорошо заточено и закалено. И меч должен быть тяжелым и прочным по всей длине, и весить от 3,5 до 5,5 фунтов, в зависимости от сил и размеров своего владельца.

Этот другой меч должен быть наточен по всей длине, от рукояти до самого острия, кроме участка посередине или в начале последней трети, который не должен быть заточен, и этот участок должен быть достаточно велик, чтобы его можно было ухватить в латной рукавице. Также, как острие и лезвия, перекрестье должно быть закалено и заточено, а у навершия должен быть острый шип и оно должно быть тяжелым.

Как же могли выглядеть поединки на подобном оружии?

Оливье де Ла Марш, французский хронист и политический деятель эпохи Бургундских Войн, описывал поединок на таком оружии в своих мемуарах, называя эти мечи эстоками (deux estocs, que l'on nomme espees-d'armes) и давая интересное описание поединка между рыцарями Anthoine de Vaudrey и Jehan de Compays на них:

"Антуан держал свой меч двумя руками, но левую руку поставил выше и использовал обратный хват, под самый рондель (et empoigna a deux mains, la main senestre renversée, et couverte de la rondelle), в то время как де Компе также держал левую руку впереди, но прямым хватом. Все пятнадцать ударов были нанесены и все они были уколами."

Ла Марш также замечает, что в конце поединка их налатники были изорваны, а бой окончился тем, что оба бойца вогнали эстоки друг другу в забрала.

Поединок Антуана и Жана в прорисовке XIX в. по миниатюре XV в.
Поединок Антуана и Жана в прорисовке XIX в. по миниатюре XV в.

Что же можно сделать с человеком, которому ни по чем даже воткнутый в забрало клинок?

Оказывается, очень многое. Как мы уже упоминали, в фехтовальных наставлениях выделяются целые главы, посвященные бою в доспехах, а некоторые фехтбухи целиком посвящены именно таким поединкам. Среди них мои любимые Le Jeu de la Hache и Gladiatoria, которые я перевел и издал на русском. =)

Итак, в этих наставлениях сразу и четко видно разительное отличие функции меча от привычной его рубяще-колющей ипостаси. Меч выступает как рычаг и короткое копье, им заламывают руки, цепляют за шею, выбивают ноги при броске и конечно же, колят в бреши между пластинами. Бреши эти и есть главная цель, поразив которую вы наверняка окончите поединок и вероятно, своего оппонента. Бреши эти можно найти в наиболее подвижных местах, то есть, напротив суставов и сочленений. Gladiatoria выделяет наиболее удачной для поражения целью:

- ладонь (даже прикрытая латной перчаткой сверху, ее внутренняя сторона обычно слабо защищена),
- сгиб локтя (попадание туда прервет любую атаку и скорее всего отключит руку на некоторое время, даже если не нанесет серьезных повреждений)
- подмышку (средоточие крупных артерий и достаточно короткий путь к сердцу мужчины)
- забрало (которое можно поднять или попытаться протиснуть клинок через смотровую щель),
- пах (и в целом зону ниже юбки кирасы, т.к. под нее достаточно легко попасть проникнуть уколом),
- коленный сгиб
- стопы

Для примера того, как мог развиваться бой в доспехах с желанием нанести тяжелую рану, возьмем один из множества приемов, описанных в трактате Фиоре, в нашем случае на листах манускрипта 33r-33v:

Я сделал хорошую защиту из позиции Истинного Креста, уходя с твоего пути наружу. И ты видишь, что я могу сделать из этой защиты, а мои Ученики покажут продолжение мой игры. Они достойно применят их в бою насмерть.
Я сделал хорошую защиту из позиции Истинного Креста, уходя с твоего пути наружу. И ты видишь, что я могу сделать из этой защиты, а мои Ученики покажут продолжение мой игры. Они достойно применят их в бою насмерть.
Я делаю укол, происходящий из защиты моего Мастера. Также я могу сделать этот прием из Позиции Истинного Креста и Позиции Бастардного Креста. И как только Игрок делает свой укол, когда мастер находится в своей защите и мастеру стоит опуститься ниже и шагнуть с линии, входя в соединение, и тогда он сможет уколоть вверх, целясь в лицо или грудь, как показано здесь. И как показано здесь, рукоять стоит держать низко.
Я делаю укол, происходящий из защиты моего Мастера. Также я могу сделать этот прием из Позиции Истинного Креста и Позиции Бастардного Креста. И как только Игрок делает свой укол, когда мастер находится в своей защите и мастеру стоит опуститься ниже и шагнуть с линии, входя в соединение, и тогда он сможет уколоть вверх, целясь в лицо или грудь, как показано здесь. И как показано здесь, рукоять стоит держать низко.
Когда я вижу, что мой укол не может пробить его нагрудник или забрало, я подниму его забрало  и уколю туда. И если я не удовлетворюсь этим, то перейду к более сильным играм.
Когда я вижу, что мой укол не может пробить его нагрудник или забрало, я подниму его забрало и уколю туда. И если я не удовлетворюсь этим, то перейду к более сильным играм.

Для расшифровки картинок нужно понять, кто такой Мастер, Ученик и Игрок. Мастер это боец в короне, он показывает базовое движение в приеме. Ученики - бойцы с золотой подвязкой - они показывают продолжение и развитие приема. Игрок - боец без опознавательных знаков, который выполняет атаку, против которой направлен прием Мастера.

Кроме самого приема, увлекательно объясняющего способ расправиться с бронированным оппонентом, бросается в глаза и характерная форма мечей, напоминающая типы XVa или XVIII по Окшотту, а также и форма доспехов, четко демонстрирующая силуэт с резко очерченной талией и выпуклым нагрудником, который станет визитной карточкой рыцарства XV века. Также нашему взору предстает и полное бронирование конечностей, наличие и отсутствие забрал, которое само по себе будет необходимо обсудить. Подобный вид доспехов и его развитие в еще более совершенные формы в течение последующего столетия, провоцировал и развитие методов противодействия ему.

Этому, несомненно, важному для рыцарей своего времени искусству, приходилось обучаться и тем, кто мог быть волею судеб вызван на поединок, и тем, кто просто оказывался в ситуации, в которой нельзя было сражаться и победить верхом, как часто случалось на протяжении XIV столетия и как будет случаться в XV и XVI веках.

Пеший поединок в латах на Турнире Святого Георгия 2018. Фото Андрей Бойков
Пеший поединок в латах на Турнире Святого Георгия 2018. Фото Андрей Бойков