Автор: Мария Васильева
Модные дизайнеры в Беларуси… Кто они? В Европе и США ведущие дома мод возглавляют в основном мужчины. Назначение Марии Грации Кьюри креативным директором Dior ошеломило мир, ведь она стала первой женщиной у руля бренда за всю 70-летнюю историю дома. Преемницей Карла Лагерфельда в Chanel стала Виржини Виар, бывшая более 30 лет его правой рукой. В Беларуси гендерный перекос в моде в женскую сторону. Представляю ТОП-6 белорусских женщин-модных дизайнеров, подготовленный мной для журнала Office Life. Талант и упорство помогли им создать популярные бренды. Кто-то построил модную империю, а кто-то ведет бизнес в стиле фанк.
Алёна Горецкая, бренды Papilio и Alena Goretskaya
Алёна Горецкая за 17 лет выстроила огромную модную империю. И это не просто слова. Вещи брендов представлены в моно- и мульти- брендовых салонах свадебной и вечерней моды, а также магазинах дизайнерской женской одежды в более чем 20 странах мира.
Модный дом Papilio открылся в 2002 году и уже спустя три года после основания вышел на рынки России, Европы и США.
Искусная вышивка, тонкое кружево, изящные корсеты — подвенечные и вечерние наряды из Беларуси восхищают не менее, чем люксовые творении от мэтров свадебной моды Эли Сааба или Зухаира Мурада.
Уже в 2009 появился бренд Alena Goretskaya – премиум-линия для клиенток с достатком, которые ценят качественные ткани и современный интеллектуальный дизайн.
Бренд может похвастаться проработкой лекал и сложностью обработки швов, которые закрывают тончайшей сеточкой. Такая обработка, например, встречается в одежде Valentino и Dolce&Gabbana, и не характерна для массового пошива.
В коллекциях можно найти образы для будней, для переговоров, торжества, коктейля, выхода в театр.
Сеть собственных магазинов дизайнерской женской одежды Alena Goretskaya представлена в Беларуси, а также во многих городах России.
Я на юбилейном показе Papilio в Несвижском замке, 2017
Сегодня над брендами трудится творческий тандем и два поколения семьи. Алёна Горецкая занимается Papilio, а креативным директором Alena Goretskaya работает ее дочь Александра Жебрун, которая вернулась в Беларусь после окончания Международного Института дизайна в Милане.
Дизайнер Алёна Горецкая с дочерью
Как отметила Алёна Горецкая в одном из интервью: «Нам удается соединять творчество и бизнес благодаря тому, что над брендом работают два поколения. Александра отвечает за тренды и молодежную нишу марки, я, в то же время иногда приземляю, предлагаю носибельную одежду для женщин моего возраста. Таким образом, находим баланс и между творчеством и коммерцией, и между острыми тенденциями и актуальными моделями вне возраста».
Вероника Хорошун, бренд Dofamine
Про этот модный бренд можно сказать так – легкий и будоражащий, как бокал игристого. Городская мода, которая выглядит уместно и на улицах Минска, и на улицах Нью-Йорка. Основательница Dofamine Вероника Хорошун училась в Лондоне и Флоренции, работала в Emilio Pucci и Aquazzura, прежде чем вернуться в Беларусь и основать бренд в конце 2014 года.
Дизайнер Вероника Хорошун
Бизнес-модель Dofamine – выпуск двух сезонных коллекций, а также популярных моделей, которые получают свежее звучание. Например, платье c декором из перьев превратилось в культовую моделью среди представительниц творческих профессий столицы и предлагалось несколько сезонов.
Целевая аудитория бренда не имеет половозрастной градации, по мнению дизайнера – это гедонисты с чувством юмора и внутренней свободой.
А муза, которая отражает стиль и эстетику бренда, это героиня Брижит Бардо из фильма «И Бог создал женщину» - юная непредсказуемая прелестница. От нее сложно отвести взгляд, она восхищает молодостью и любовью к жизни.
Небольшие объемы коллекций не мешают Dofamine отправлять вещи клиенткам по всему миру, которые получают фактический эксклюзив.
Спортивные свитшоты и шелковые бомберы, летние пальто-кимоно, платья с японским поясом оби – крой и детали в коллекциях Dofamine - это аллюзии из мира костюма, поэтому вам требуется определенный культурный багаж, чтобы прочесть этот код.
Чему прочим модным брендам стоит поучится у Dofamine, так это общению с клиентами через instagram – много интерактива и стильных съемок.
Ольга Кардаш, бренд KARDASH
Даже если имя дизайнера вам ничего не говорит, наверняка вы видели на знакомых, на улицах города, в светских хрониках или социальных сетях культовую вещь Kardash – свитшот с фирменной вышивкой - летящим ввысь аистом.
Тот самый случай, когда, казалось бы, клишированный патриотичный образ становится модным объектом желания и визитной карточкой дизайнера.
Дизайнер Ольга Кардаш
Бренд появился в 2011 году, сегодня одежду можно купить в уютном шоу-руме в творческом пространстве «Корпус 8».
Могу отметить, что Ольга Кардаш это не просто дизайнер, это еще и режиссер, который устраивает незабываемые перфомансы, где продумана каждая деталь — композиции из живых цветов, приглушенный свет, мерцание свечей, ледяные скульптуры...
В первой половине прошлого века модные дома устраивали транк-шоу — закрытые камерные показы для избранного круга клиентов, друзей дома и модных редакторов. Эту традицию успешно использует и бренд Kardash, что с точки зрения бизнеса и PR вполне логично — все медиа-пространство – ленты и сторисы модных блогеров и селебрити, а также отклики журналистов в данный конкретный отрезок времени посвящены исключительно вашему бренду.
Ближний круг и живое общение с клиентами — разумный ход, чтобы не затеряться в череде модных показов.
Cтиль Kardash —это простые формы и четкие силуэты, но дизайнеру не откажешь в фантазии.
Ольга умело использует сюжетные линии сказок (вспомним опыт тех же Dolce&Gabbana, которые успешно коммерчески эксплуатируют сказки и тему luxury heritage), ведь все мы в душе романтики. Чего стоит ее коллекция по мотивам «Алисы в Стране Чудес» со свитшотами «Труляля».
Юлия Латушкина, бренд LATUSHKINA DESIGN
Творчество Юлии Латушкиной, пожалуй, характеризует фраза с ее сайта «Сделано с ♥ в Минске». Четырехкратная победительница конкурса молодых дизайнеров «Мельница моды» (легендарной кузницы кадров белорусской моды) стажировалась в престижных школах дизайна в Берлине (Letto Verain) и Амстердаме (дом моды Catta Donkeshot).
Дизайнер Юлия Латушкина
В 2008 году Юлия начала работать над собственным брендом, причем довольно успешно. Ее коллекция вечерних платьев была представлена в немецком торговом центре «Галерея Лафайет».
Представьте себе, в нарядах дизайнера Юлии Латушкиной блистают не только клиентки. За плечами у Юлии солидный творческий опыт по созданию униформы, которая сочетает практичные решения и модные тренды.
Вспомним парадную форму для белорусской олимпийской сборной на Играх в Рио-2016, яркую униформу сотрудников сети кинотеатров Silver Screen и даже образы для менеджеров уполномоченных туристических агентств TEZ TOUR Беларусь.
Приятно, что крупные белорусские компании приглашают для сотрудничества своих дизайнеров, ведь подобные коллаборации – мировая практика. Ральф Лорен (Ralph Lauren) одевает американских олимпийцев, Миуча Прада (Prada) делала форму для итальянской сборной по парусному спорту, а Джорджо Армани – форму футболистов мюнхенской «Баварии».
Я на презентации униформы сотрудников TEZ TOUR Беларусь от Юлии Латушкиной
Стоит отметить, что бренд LATUSHKINA DESIGN из сезона в сезон удивляет творческими поисками.
Коллекция «Бирма» отсылает к драгоценным камням и гипнотизирует тюрбанами.
Коллекция DOPAMINE – провозглашает спорт-шик, в котором так легко представить певицу и интернет-звезду Карди Би.
Людмила Тараканова, бренд TARAKANOVA
Про творчество художника-модельер Людмилы Таракановой можно сказать нетипичное… неземное… в общем «небелорусское». В ее эстетике и сложном крое есть что-то от азиатских дизайнеров и от антверпенской шестерки авангардистов. При этом Людмила… дизайнер мужской одежды! Она мастерски создает многофункциональные вещи-трансформеры, эксклюзивную обувь, сумки и рюкзаки. У бренда TARAKANOVA можно найти пальто, плащи, бомберы, жилеты и сорочки, брюки, платья и свитера.
Легендарный Кензо Такада (да-да, тот самый основатель KENZO) дал великолепный отзыв ее коллекции, представленной на Lviv Fashion Week, где он был почетным членом жюри. Ее модели ценят эстеты, ведь не каждый мужчина рискнет выбрать немного андрогинный стиль, который вполне аутентичен на улицах Лондона или Милана. Людмила — доцент кафедры дизайна и моды Витебского государственного технологического университета и член Белорусского союза дизайнеров. Модельер представила более 50 коллекций мужской и женской одежды, которые были представлены на международных неделях моды, а также на модных ивентах в Дюссельдорфе и Кёльне, Москве и Париже. В 2017 году Людмила Тараканова была признана лучшим дизайнером мужской одежды в Беларуси на Belarus National Fashion Award by Zorka.
Анастасия Миранович, бренд MIRANOVICH
Бренд MIRANOVICH возник в 2012 году, после того как его основательница дизайнер Анастасия Миранович получила степень магистра искусствоведения Белорусской государственной академии искусств.
Дизайнер Анастасия Миранович
К слову, Анастасия может похвастаться профильным образованием – она окончила в 2009 году Институт современных знаний имени А.М. Широкова по специальности «Дизайн костюма и тканей».
Почему похвастаться? Потому что сегодня многие модные дизайнеры не умеют рисовать, достаточно иметь много фанатов в соцсетях. Вспомним, хотя бы историю назначения креативным директором мужской линии Louis Vuitton «голоса поколения» Виржила Абло — диджея с дипломом бакалавра гражданского строительства и оформителя концертного мерча репера Канье Уэста.
Но вернемся к MIRANOVICH. Творческий путь Анастасия начинала с индпошива, какое-то время трудилась на бренд KAVU, после ушла в свободное плаванье.
ДНК бренда MIRANOVICH – это чистые линии, минимализм, а еще – глубокий цвет, который дарит женственность и приковывает взгляд к платьям, юбкам, брюкам, блузам и жакетам.
Коллекции Анастасии участвовали в Belarus Fashion Week. Их по-прежнему можно найти на столичных фэшн-маркетах, а иногда там же и побеседовать и с самим дизайнером.