Для особо одаренных! Объясняю последний раз (я надеюсь). 3.7. Избыток-недостаток

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Анекдот в тему

Один учитель говорит другому: "Ну и класс мне попался тупой! Объясняю избыток-недостаток - не понимают. Объясняю второй раз. Не понимают! В третий раз объясняю. Сам уже понял. А они не понимают..."

Эту статью я начала с анекдота. Знаете почему? До сих пор отойти не могу! С утра просматриваю все послания от народа. В основном, очень хорошие письма с кучей благодарностей и конструктивных предложений. Но как же без ложки дегтя. Тогда и мед не покажется таким вкусным. В одном из комментариев преподавателя химии (фамилию указывать не буду - птичку жалко) было написано примерно следующее: "Прочитала я вашу статью, но так ничего и не поняла, как находить избыток-недостаток". Извините, включаю звук цензуры: "Пииииииииииии..." Пар спустила. Теперь можно говорить спокойно.

Я написала огромное количество статей о том, как определять избыток-недостаток (ссылки - в конце публикации). Если преподаватель химии после пяти лет учебы в ВУЗе и не знаю скольких лет работы в школе так ничего и не понял из моих объяснений (хотя ВСЕ читатели ВСЕ поняли), тогда обращайтесь к нейрофизиологу. Я здесь бессильна! Однако, избыток-недостаток, возможно, остается проблемой не только для некоторых химичек, но и для их учеников. А это уже не порядок! Попытаюсь объяснить очень важный алгоритм на пальцах, используя методику детского сада. Слушаем внимательно!

Задание

Мама купила 9 яблок и 8 груш. Сколько фруктовых подарков можно сделать, если в каждом подарке должно быть 3 яблока и 2 груши?

Объяснение (смотрим на картинку):

1. Поскольку фруктов мало, их можно разбить на кучки - по 3 яблока и по 2 груши. Яблок получилось 3 кучки, а груш - 4 кучки. Если брать кучками, то одна кучка груш окажется лишней. В итоге, мы получим три подарка. Я бы так и сделала, если бы фруктов было мало. А если это не мама принесла фрукты, а оптовая фирма - 717 яблок и 494 груши. Сколько подарков мы сделаем в таком случае? На кучки делить будем или рассчитаем по закону кратных отношений Дальтона? Если вы не знаете, как это сделать, читаем следующий пункт объяснений.

2. Составляем схему 3 яблока + 2 груши = 1 подарок (цифру 1 не записываем). Над яблоками и грушами выписываем их количество (9 и 8 соответственно). Я оставила исходные (маленькие) количества фруктов для удобства расчетов. Читаем внимательно алгоритм расчета.

Алгоритм расчета

Определяем точку расчета. Это может быть или количество яблок, или количество груш (не имеет значения). Я взяла за точку расчета количество яблок.
Задаемся вопросом: "Если все яблоки уйдут на подарки, сколько нужно для этого груш?"
Работаем по закону кратных отношений Дальтона, перенеся расчеты в схему. Делим количество яблок на коэффициент перед яблоками и умножаем на коэффициент перед грушами. Получаем 6.
Анализируем расчеты. Груш было 8, нужно 6. Нужно меньше, чем имеется. Груши - в избытке (их количество обводим в круглые скобки).
Расчет подарков ведем по недостатку (в нашем случае - яблоки). Точку расчета (количество яблок) делим на коэффициент перед яблоками и умножаем на коэффициент перед подарком. Получаем 3.

Теперь понятно?! Если и в этот раз вы ничего не поняли, прочитайте объяснение три раза, сплюньте через левое плечо и произнесите волшебные слова: "Был тупой - стал умный!" Особо одаренным химичкам такой ритуал нужно проводить каждое утро перед началом работы.

Давайте, закрепим изученный алгоритм на конкретной задаче, которая вполне могла бы конкурировать с лучшими задачами 29-го задания ЕГЭ.

Задача

К раствору, содержащему 13,61 г нитрата цинка прилили раствор, содержащий 8,94 г фосфата аммония. Определите массу выпавшего осадка.

Последовательность действий:

1) Выписать данные в разделе Дано

2) Написать уравнения реакции обмена между нитратом цинка и фосфатом аммония

3) Делаем предварительные расчеты - определяем количество вещества нитрата цинка и фосфата аммония

4) Выписываем количество вещества каждого участника над формулами в уравнении реакции

5) Определяем избыток-недостаток (по количеству вещества одного из участников)

6) Рассчитываем количество вещества продукта (осадка) по недостатку

7) Определяем массу осадка (это и есть ответ задачи)

Список статей на "Избыток-недостаток"

1. Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

2. Повторение - секретная мать учения! 3.6. А ты помнишь избыток-недостаток?!

3. 29-е задание ЕГЭ по химии. Черный список фишек * уровня. Избыток-недостаток

На закуску еще один анекдот.

Шум, доносящийся из соседнего класса, мешает учителю вести урок. Он заходит туда, хватает за ухо главного крикуна и уводит его в свой класс. По соседству становится тихо. Через некоторое время раздаётся робкий стук в дверь. Входит ученик из соседнего класса и говорит: "Иван Петрович! Вы не могли бы вернуть нам нашего преподавателя?"

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.

Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора

Подписывайтесь YoyTube-канал Репетитор по химии и биологии. Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова