Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!

С каждым днем ЕГЭ все ближе и ближе. Многих выпускников начинает бить нервная дрожь, мамы пьют валерьянку, а папы... Не будем о папах. Какая разница, как ведут себя папы в период великих нервных потрясений. В конце концов, как хотят, так и ведут. Дело не в них. А в чем? Откуда такие страдания? Почему не сложные задачи по химии вызывают лихорадочную реакцию?

У меня есть ответ на этот вопрос. Он очевиден. Мы НЕПРАВИЛЬНО преподаем химию в школе. Заметьте, я не сказала - безграмотно, на низком уровне и т.д. НЕПРАВИЛЬНО, это значит не по ПРАВИЛАМ! Резонен вопрос: по каким таким ПРАВИЛАМ нужно преподавать химию? Отвечаю: преподавать химию нужно по правилам ТОЧНЫХ наук, как математику, например. А мы преподаем химию по правилам описательных предметов, как изобразительное искусство или литературу. Думаю, крайне дико прозвучал бы вопрос: "Сколько копеек Чичиков заплатил Плюшкину за мертвую душу?" (Вы будете долго смеяться, но этот вопрос, действительно, прозвучал на вступительном экзамене в одном столичном медицинском ВУЗе в 2005 году). Уверена, что даже преподаватели литературы не ответят на него, пока не откроют первоисточник (кстати, Гоголь тоже не дает ответ - самим считать нужно). Точно такое происходит и в химии. Мы занимаемся в школе описанием процессов, не строя математических и логических основ предмета. Заставляем детей ТУПО запоминать огромное количество реакций, условий их протекания, качественных характеристик веществ и процессов. А потом удивляемся, почему ребята не могут решать элементарные задачи? А вы сами можете их решать легко и непринужденно? То-то и оно... Многие школьные преподаватели химии оперялись в системе образования, созданной уже после развала Советского Союза. Вот-вот... "Мы все учились ПОНЕМНОГУ чему-нибудь и КАК-НИБУДЬ". Вот вам и результат: чему учили, то и получили. Не хочу дискутировать о глобальном. Это - тема отдельной статьи. Сегодня поговорим о более приземленном - о некоторых алгоритмических особенностях 34-го задания ЕГЭ по химии.

Согласно "Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ХИМИИ", 34-е задание в проверяемые элементы содержания включает "Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе". Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси"

Решим одну из задач 34-го задания ЕГЭ, используя Четыре Заповеди. Каждое действие обводится синим овалом. Читайте внимательно и обязательно записывайте решение. После проработки статьи попробуйте самостоятельно решить эту задачу. Итак, поехали!

Задание 34

Навеску оксида железа (III) прокалили с некоторым количеством углерода. Полученный твердый остаток, состоящий из двух веществ общей массой 10,0 г, полностью растворился в разбавленной серной кислоте, при этом выделилось 1,12 л (н.у.) газа. Определите массовые доли веществ в твердом остатке и объем углекислого газа (н.у.), образовавшегося в первом опыте. В ответ запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите необходимые вычисления с указанием единиц измерения искомых физических величин.

Особенности представленного 34-го задания: восстановление металлов из оксидов, особенности взаимодействия кислот с металлами и оксидами, качественный анализ системы по особенностям реакций, анализ и расчеты смеси веществ, решение задач на смеси (вид алгоритма - последовательность действий),

1. Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

2. Вторая заповедь. Написать уравнение реакции.

Записываем реакцию восстановления железа из оксида железа (III).

Как следует из условия задачи, химические реакции продолжились: "Полученный твердый остаток, состоящий из двух веществ общей массой 10,0 г, полностью растворился в разбавленной серной кислоте, при этом выделилось 1,12 л (н.у.) газа".

Поскольку остаток состоял из двух веществ, надо понимать, что один из двух реагентов (железо или углерод) изначально находился в избытке, полностью не прореагировал и перешел в твердый остаток с образовавшимся в процессе реакции железом. Кто из двух? Составляем два возможных варианта твердого остатка и проводим анализ. Поскольку "остаток ... полностью растворился в разбавленной серной кислоте, при этом выделилось ... газа", очевидно, что состав твердого остатка соответствует первому предполагаемому варианту (углерод во втором варианте не реагирует с разбавленной серной кислотой).

Записываем реакции образовавшегося железа и оставшегося оксида железа с разбавленной серной кислотой.

3. Третья заповедь. Сделать предварительные расчеты

Рассчитываем количество вещества выделившегося газа водорода. По уравнению реакции определяем количество вещества железа (по водороду) и количество вещества углекислого газа (по железу).

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Схема алгоритма решения традиционно составляется по вопросу задачи "Определите массовые доли веществ в твердом остатке и объем углекислого газа (н.у.), образовавшегося в первом опыте". Массовую долю железа легко определить по массе железа (рассчитывается по количеству вещества железа 0,05 моль) и общей массе твердого остатка (10,0 г). Массовая доля оксида железа определяется еще легче (28% железо, 100-28=72% оксид железа). Объем углекислого газа определяем по известной формуле количества вещества для газов при н.у.

Попробуйте самостоятельно решить задачу по памяти. Таких попыток должно быть несколько, пока алгоритм решения не станет абсолютно понятным. Как сказал знаменитый древнеримский историк и философ Тацит Публий Корнелий "Упражнения рождают мастерство".

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова