Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

4 February 2019

Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!

С каждым днем ЕГЭ все ближе и ближе. Многих выпускников начинает бить нервная дрожь, мамы пьют валерьянку, а папы... Не будем о папах. Какая разница, как ведут себя папы в период великих нервных потрясений. В конце концов, как хотят, так и ведут. Дело не в них. А в чем? Откуда такие страдания? Почему не сложные задачи по химии вызывают лихорадочную реакцию?

У меня есть ответ на этот вопрос. Он очевиден. Мы НЕПРАВИЛЬНО преподаем химию в школе. Заметьте, я не сказала - безграмотно, на низком уровне и т.д. НЕПРАВИЛЬНО, это значит не по ПРАВИЛАМ! Резонен вопрос: по каким таким ПРАВИЛАМ нужно преподавать химию? Отвечаю: преподавать химию нужно по правилам ТОЧНЫХ наук, как математику, например. А мы преподаем химию по правилам описательных предметов, как изобразительное искусство или литературу. Думаю, крайне дико прозвучал бы вопрос: "Сколько копеек Чичиков заплатил Плюшкину за мертвую душу?" (Вы будете долго смеяться, но этот вопрос, действительно, прозвучал на вступительном экзамене в одном столичном медицинском ВУЗе в 2005 году). Уверена, что даже преподаватели литературы не ответят на него, пока не откроют первоисточник (кстати, Гоголь тоже не дает ответ - самим считать нужно). Точно такое происходит и в химии. Мы занимаемся в школе описанием процессов, не строя математических и логических основ предмета. Заставляем детей ТУПО запоминать огромное количество реакций, условий их протекания, качественных характеристик веществ и процессов. А потом удивляемся, почему ребята не могут решать элементарные задачи? А вы сами можете их решать легко и непринужденно? То-то и оно... Многие школьные преподаватели химии оперялись в системе образования, созданной уже после развала Советского Союза. Вот-вот... "Мы все учились ПОНЕМНОГУ чему-нибудь и КАК-НИБУДЬ". Вот вам и результат: чему учили, то и получили. Не хочу дискутировать о глобальном. Это - тема отдельной статьи. Сегодня поговорим о более приземленном - о некоторых алгоритмических особенностях 34-го задания ЕГЭ по химии.

Согласно "Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ХИМИИ", 34-е задание в проверяемые элементы содержания включает "Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе". Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси"

Решим одну из задач 34-го задания ЕГЭ, используя Четыре Заповеди. Каждое действие обводится синим овалом. Читайте внимательно и обязательно записывайте решение. После проработки статьи попробуйте самостоятельно решить эту задачу. Итак, поехали!

Задание 34

Навеску оксида железа (III) прокалили с некоторым количеством углерода. Полученный твердый остаток, состоящий из двух веществ общей массой 10,0 г, полностью растворился в разбавленной серной кислоте, при этом выделилось 1,12 л (н.у.) газа. Определите массовые доли веществ в твердом остатке и объем углекислого газа (н.у.), образовавшегося в первом опыте. В ответ запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите необходимые вычисления с указанием единиц измерения искомых физических величин.

Особенности представленного 34-го задания: восстановление металлов из оксидов, особенности взаимодействия кислот с металлами и оксидами, качественный анализ системы по особенностям реакций, анализ и расчеты смеси веществ, решение задач на смеси (вид алгоритма - последовательность действий),

1. Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

2. Вторая заповедь. Написать уравнение реакции.

Записываем реакцию восстановления железа из оксида железа (III).

Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

Как следует из условия задачи, химические реакции продолжились: "Полученный твердый остаток, состоящий из двух веществ общей массой 10,0 г, полностью растворился в разбавленной серной кислоте, при этом выделилось 1,12 л (н.у.) газа".

Поскольку остаток состоял из двух веществ, надо понимать, что один из двух реагентов (железо или углерод) изначально находился в избытке, полностью не прореагировал и перешел в твердый остаток с образовавшимся в процессе реакции железом. Кто из двух? Составляем два возможных варианта твердого остатка и проводим анализ. Поскольку "остаток ... полностью растворился в разбавленной серной кислоте, при этом выделилось ... газа", очевидно, что состав твердого остатка соответствует первому предполагаемому варианту (углерод во втором варианте не реагирует с разбавленной серной кислотой).

Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

Записываем реакции образовавшегося железа и оставшегося оксида железа с разбавленной серной кислотой.

Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

3. Третья заповедь. Сделать предварительные расчеты

Рассчитываем количество вещества выделившегося газа водорода. По уравнению реакции определяем количество вещества железа (по водороду) и количество вещества углекислого газа (по железу).

Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Схема алгоритма решения традиционно составляется по вопросу задачи "Определите массовые доли веществ в твердом остатке и объем углекислого газа (н.у.), образовавшегося в первом опыте". Массовую долю железа легко определить по массе железа (рассчитывается по количеству вещества железа 0,05 моль) и общей массе твердого остатка (10,0 г). Массовая доля оксида железа определяется еще легче (28% железо, 100-28=72% оксид железа). Объем углекислого газа определяем по известной формуле количества вещества для газов при н.у.

Кажется, ЕГЭ по химии приближается! Или не кажется? Анализ 34-го задания

Попробуйте самостоятельно решить задачу по памяти. Таких попыток должно быть несколько, пока алгоритм решения не станет абсолютно понятным. Как сказал знаменитый древнеримский историк и философ Тацит Публий Корнелий "Упражнения рождают мастерство".

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова