Кошмар на ЕГЭ по химии 2020 повторится? Анализ реального 34-го задания

22 September 2019

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Как же хочется иметь машину времени! Включил кнопочку и... открываешь глаза в сентябре 2020 года. В интернете полно реальных заданий ЕГЭ, восстановленных по памяти. Ты берешь эти задачи, переносишь их в сентябрь 2019 года и... все ученики получают 100 баллов за ЕГЭ!

Понимаю, что такого никогда не будет, но помечтать об этом не только не вредно, а очень даже полезно. Знаете почему? В процессе мечты память как бы сканирует всю накопленную информацию и включается интуиция. Вы даже не представляете, сколько интересных фишек мне вспомнилось! Обязательно буду писать о них, чтобы мои ученики и читатели, вооружившись знаниями и накопив опыт, великолепно подготовились к ЕГЭ 2020, не используя гипотетическую машину времени!

Однако, вернемся к реалиям жизни. Думаю, вы помните всеобщий психоз после ЕГЭ по химии 2019. Составители и организаторы довели детей и родителей до ручки: и задачи сложные (в школе таких не решают), и расписание дебильное (химия - через день после математики). Конечно, с расписанием ничем помочь не могу, но с задачами - научу разбираться, анализировать и решать. Читайте мои статьи и... будет вам счастье!

Сегодня предлагаю решение одного из реальных вариантов 34-го задания ЕГЭ. Это довольно серьезная задача. Даже не хочу сравнивать ее с демоверсией 2020 (работницы ФИПИ летом, явно, не напрягались).

ЕГЭ 2019, задание 34 (восстановлено по памяти)

Растворимость безводного сульфида натрия при некоторой температуре составляет 15,6 г на 100 г воды. При этой температуре приготовили 289 г насыщенного раствора сульфида натрия. Раствор разлили в две колбы. К раствору в первой колбе добавили избыток раствора хлорида алюминия. К раствору во второй колбе добавили 100 г раствора соляной кислоты, взятой в избытке. Объём газа, выделившийся из второй колбы, оказался в 1,5 раза больше объёма газа, выделившегося из первой колбы. (Объёмы газов измерены при одинаковых условиях). Определите массовую долю хлорида натрия в конечном растворе во второй колбе.

Решим задачу по авторской технологии и проведем пошаговый анализ алгоритма. Почему я категорически настаиваю именно на системной технологии решения сложной комплексной задачи? Погуглите в интернете - вы найдете попытки анализа подобных задач 34-го задания ЕГЭ 2019. Если вы что-то поймете, прочитав многостраничные опусы "решателей по пропорции", значит, вы - гений мысли. Мое мнение, это - винегрет в перемешку с какао. Теперь понятно, почему у многих ребят развился острый психоз после ЕГЭ 2019. Их, в лучшем случае, учили решать задачи по химии по технологии написания сочинения. Что из этого вышло? Вопрос - риторический. Что вошло - то и вышло!

Посмотрите на решение задачи по моей технологии "Четырех заповедей". Перед глазами полная карта-схема алгоритма. Понятен каждый шаг. Это - для специалиста. Для учеников я объясняю решение сложной задачи ЕГЭ простыми русскими словами.

Анализ алгоритма решения задачи

1. Выписываем данные условия задачи в разделе "Дано".

2. Записываем уравнения реакций.

В 1-й пробирке сульфид натрия реагирует с хлоридом алюминия по механизму необратимого гидролиза. Написание таких реакций я подробно разбирала в статье "Технология написания уравнений реакций обмена, протекающих по механизму необратимого гидролиза"

Во 2-й пробирке протекает реакция обмена между сульфидом натрия и соляной кислотой. Реакция обмена возможна, поскольку один из продуктов - газ. Если использовать мнемонический "Принцип сильного" (авт.), реакция протекает, поскольку сильная кислота (соляная) вытесняет слабую (сероводородную) из растворов солей.

3. Проводим предварительные расчеты.

NB! Если в задаче указывается растворимость, первое, что нужно сделать - определить массовую долю вещества в насыщенном растворе. Массовая доля Na2S в насыщенном растворе при указанной температуре 0,135. Зная массовую долю и массу раствора, определяем массу и количество вещества Na2S в исходном растворе (0,5 моль). Все эти расчеты выполнены в первом столбце-досье (крайний левый).

А теперь - самое интересное! По исходному количеству Na2S (0,5 моль) рассчитываем общее количество образовавшегося Н2S в двух пробирках (0,5 моль). Как это сделать? Читайте мою статью "Химия - с нуля! 3-й шаг. Секреты быстрых расчетов" и смотрите центральный столбец-досье в решении задачи (там все понятно записано).

Зная соотношение объемов газов (V2:V1 = 1,5:1) и закон Авогадро (в равных объемах различных газов находится одинаковое число молекул), определяем количество вещества (моли) Н2S, образовавшееся в каждой пробирке (во 2-й - 0,3 моль, в 1-й - 0,2 моль). Впрочем, для наших расчетов достаточно только определить моли Н2S во 2-й пробирке.

Дальше - все очень просто! По количеству вещества Н2S во 2-й пробирке делаем расчеты по уравнению реакции, определяя моли не только образовавшегося NaCl (что понятно), но и вступившего в реакцию Na2S. Для чего нужно количество Na2S? По этому показателю можно рассчитать массу насыщенного раствора Na2S, который налили во 2-ю пробирку. Массу насыщенного раствора Na2S находим по массе вещества (23,4 г) и массовой доле насыщенного раствора Na2S, которую мы определили в самом начале предварительных расчетов, она равна 0,135).

4. Составляем алгоритм решения задачи.

Модель алгоритма составляется по формуле, описывающей вопрос задачи: определите массовую долю хлорида натрия в конечном растворе во второй колбе.

Массовая доля любого вещества в растворе равна отношению массы вещества к массе раствора. Составляем общую формулу алгоритма и начинаем ее анализ.

Масса вещества NaCl (числитель) рассчитывается по количеству вещества (0,6 моль) и молярной массе (58,5 г/моль). Масса NaCl - 35,1 г.

Масса конечного раствора рассчитывается по массам сливаемых веществ (масса насыщенного раствора Na2S, которую налили во 2-ю пробирку, равна 173,3 г + масса раствора HCl, добавленного во 2-ю пробирку, равна 100 г) за вычетом массы улетевшего Н2S (10,2 г). Масса раствора - 263,1 г.

Массовая доля NaCl равна 0,1334 (13,34%). Задача решена!

Совет мудрого репетитора-профессионала

Если вы только начинаете изучать секреты алгоритмов решения комплексных задач, возьмите в руки карандаш и бумагу и попробуйте решить эту задачу самостоятельно, пройдя последовательно Четыре Шага алгоритма. Уверена, у вас получится!

В заглавии статьи я задалась вопросом Кошмар на ЕГЭ по химии 2020 повторится? Все зависит от нас с вами. Лично я сделаю все, чтобы мои ученики шли на ЕГЭ по химии и биологии если уж не с огромной радостью, то, точно, не со страхом и отвращением! А вы что скажете?

Вы хотите сдавать ЕГЭ по химии и биологии? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова