Кто сказал, что в 34-м задании не будет ОВР? Ловите задачу и наслаждайтесь решением!

29 November 2019

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

При изучении определенного раздела химии полезно использовать тематические задания - и задачи разного уровня сложности, и тесты разного формата и вида. А если таких заданий нет, их следует придумать (в этом случае я употребляю более загадочное понятие -
стилизация).

Вначале расскажу анекдот о студентах (из Интернета). Кстати, в конце статьи читайте еще один анекдот (тоже о студентах):

Студент сельхоза выучил на экзамен только строение блохи. Ну тянет он билет — там строение собаки. Вот он и начинает:
— Собака — животное на четырех лапах, покрыто шерстью. А в шерсти водятся блохи…И дальше про блох все что знает.
Препод:
— Ладно, ладно. Расскажите нам о строении коровы.
— Ну, корова, это животное на четырех ногах, питается травой, покрыто шерстью. А вот в шерсти водятся блохи, ну и дальше по тексту.
— Ладно, хватит. Расскажите нам тогда про строение рыбы.
— Рыба живет в воде, шерсти у нее конечно нет, но вот если бы она у нее была, то в ней обязательно водились бы блохи…

Если бы 34-я задача включала и окислительно-восстановительные реакции, и алгоритм на смеси, то она выглядела бы примерно так:

Задача 34 (стилизация)

Смесь серы и углерода массой 12 г растворили в концентрированной серной кислоте. Образовавшуюся газовую смесь пропустили через хлорную воду. К полученному раствору добавили избыток раствора хлорида бария. Выпал осадок массой 302,9 г. Вычислите массовую долю серы в исходной смеси

Анализ алгоритма:

► Записываем все протекающие реакции. При написании окислительно-восстановительных реакций не забываем мои рекомендации - о них подробно написано на сайте "Репетитор по химии".

Реакция 1 основана на Рекомендации 2: если окислитель и восстановитель - один и тот же элемент, но в разных соединениях, с разными степенями окисления, то продукт обеих полуреакций, как правило, одно и то же вещество

Реакция 2 протекает по стандартам ОВР (можно предварительно провести анализ по градационной шкале)

Реакция 3 основана на Рекомендации 1: если оба участника ОВР содержат атомы элементов с промежуточными степенями окисления, то окислитель, как правило, галоген или пероксид водорода

Почему при пропускании через хлорную воду реагирует только сернистый газ и не реагирует углекислый газ? Посчитайте степень окисления углерода в СО2 (+4, высшая, равная номеру группы). Дальше окисляться некуда за отсутствием валентных электронов.

Реакция 4 - качественная реакция между ионом бария и сульфат-ионом (выпадает белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах).

► Выполняем предварительные расчеты - определяем количество вещества сульфата бария, по которому можно определить общее количество вещества сернистого газа (вначале - серная кислота по уравнению 4, затем - сернистый газ по уравнению 3).

► Запишем схему алгоритма по формуле определения массовой доли. Очевидно, что для определения массовой доли серы, необходимо знать количество вещества серы.

Велико искушение сделать обычный пересчет по количеству вещества (моли молекул - в моли атомов). Но... Сами догадаетесь, почему такие расчеты ошибочны? Если нет, слушайте мое объяснение. Если бы сернистый газ пришел к нам исключительно из исходной серы, то можно было бы не заморачиваться с дальнейшими расчетами. Однако, в протекающих процессах принимала участие еще и серная кислота, которая тоже внесла свой вклад в формирование сернистого газа.

► Для определения состава смеси, воспользуемся рекомендацией по соответствующему алгоритму: если компоненты смеси реагируют одинаково (или очень похоже), в основе алгоритма должна быть положена система уравнений с двумя неизвестными

Определяем неизвестными количества вещества серы и углерода, делаем расчеты по уравнениям реакций и составляем систему уравнений.

Уравнение 1 закрываем по общей массе смеси.

Уравнение 2 закрываем по общему количеству вещества сернистого газа.

Решаем уравнение и определяем массовую долю серы в смеси.

Уверена, вам понравилось!

Как обещала, на закуску - еще один анекдот о студентах (из Интернета):

Сентябрь, дополнительная сессия, студент в пятый раз пересдает высшую математику. Преподаватель в отчаянии:
— Кошмар! Вы ничего не знаете! Вы хотя бы можете сами себе задать вопрос и правильно на него ответить?
— Могу.
— Задавайте.
— Ряд Фурье…
— Хорошо, рассказывайте.
Студент, подумав:
— Блин, а можно другой вопрос?

Надеюсь, ваши познания в написании окислительно-восстановительных реакций гораздо шире, нежели у нерадивого студента в познании Ряда Фурье. А пока - пока! Успехов и удачи вам во всем! До встречи на полях Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на канал и поставить лайк!

Вы хотите сдавать ЕГЭ по химии и биологии? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова