"Лишние данные" в условии задач

Вы хотите научиться профессионально решать задачи по химии, фундаментально подготовиться к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, получая удовольствие от самого процесса образования? Тогда, эта статья для вас! Обязательно прочитайте!

ЕГЭ - это как беременность. Сейчас ты уже на таком сроке, что отказаться от экзамена невозможно, остается только рожать! Как не растеряться? Как не завалить эту трехбуквенную экзекуцию? Конечно, одними советами сыт не будешь. Нужен мощный тренинг с опытным репетитором. Но... не в каждом городе или населенном пункте есть хорошие преподаватели по нужному предмету, которые и расскажут, и покажут, и разжуют, и в рот положат, и проглотят (если нужно).

Однако, дело не только в технике экзамена и особенностях оформления задач. С каждым годом в заданиях ЕГЭ появляются новые алгоритмические приемы (фишки), которые вызывают недоумение или даже нервный шок и у преподавателей и абитуриентов. Хочу сразу раскрыть страшный секрет работников ФИПИ, составителей заданий ЕГЭ - новое, это хорошо забытое старое! Поэтому, любой опытный репетитор наперед знает все задумки и фокусы авторов заданий ЕГЭ.

Родители, делайте соответствующие выводы, когда ищите для ребенка репетитора!

Один из таких приемов в 34-м задании ЕГЭ по химии - старая бородатая фишка с "лишними данными". Очень люблю такой прием и считаю его более чем целесообразным! Нам в жизни практически ничего не дается в рафинированном виде (кроме сахара-рафинада, конечно). Приходится решать, какая информация необходима для выполнения конкретной работы. Используя такой прием, можно определить - натаскивался ли ученик в процессе подготовки, стараясь запоминать все процессы и явления, шаблонные алгоритмы решения задач или учитель в своем подопечном развивал логику понимания предмета и строил в его голове твердый фундамент знаний.

Недавно я столкнулась с одной из таких задач 34-го задания ЕГЭ. Самое смешное, что составители так увлеклись "лишними данными", что сами поверили в эту сказку (или тупо не понимали, что это такое). Решение задачи, которую они предлагали, было "через Париж" и позабавило меня и моих учеников. Очень хотелось познакомить с подобной задачей вас, мои любимые читатели. Поэтому я составила алгоритмически аналогичную задачу и мы с учениками решили ее на мастер-классе.

Моим ученикам понравилась изучать технику составления задач (знаешь кухню - сваришь борщ). Они подхватили идею и уже через пару дней у нас был целый сборник сложных заданий ЕГЭ!

Таких задач вы больше нигде не найдете, поскольку при их составлении были взяты не только алгоритмические особенности заданий ФИПИ, но и лежащие в закромах "фишки", перешедшие в нашу эпоху из советских времен. Получилась просто "бомба"! Постепенно я буду публиковать эти и другие, такие нужные для подготовки к ЕГЭ, задачи, и вы будете подготовлены не только к заданиям диагностических работ, которые ФИПИ кидает вам, как косточку (кстати, они далеки от реальных заданий), но и сможете решить ЛЮБУЮ экзаменационную задачу, поскольку будете знать и владеть внутренней кухней их составления.

А теперь, задача с "лишними данными".

Задание 34

Насыщенный при 70°С раствор сульфата меди (II) массой 900 г охладили до 0°С (растворимость сульфата меди (II) при 70°С 31,4 г/100 г воды, а при 0°С – 12,9 г/100 г воды). Выпавший в осадок пентагидрат сульфата меди (II) отделили, а от оставшегося раствора отобрали порцию массой 280 г. Вычислите объем смеси сероводорода и углекислого газа с плотностью по водороду 19,5, который необходимо пропустить через эту порцию раствора, чтобы полностью осадить содержащиеся в ней ионы меди.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Если посмотреть на условие, кажется - ужас(!!!), нерешаемая задача. Растворимость, отягощенная выкристаллизовывающимися кристаллогидратами (тьфу, гадость какая, еле выговоришь), плюс реакции в растворах. Завал полный! Неотягощенный мыслительным процессом обыватель начнет решать первую часть задачи, используя все свои немногочисленные познания о растворимости. Чаще всего, на этом решение задачи и закончится. Все. Бобик сдох...

Но мы-то с вами не бобики, умеем и любим анализировать. Давайте, еще раз внимательно прочитаем условие. Не все, а только ту часть, которая уводит нас на дальнейшую реакцию: "от оставшегося раствора отобрали порцию массой 280 г". От какого-такого оставшегося раствора?! От раствора, насыщенного при 0°С. Откуда я знаю, что это насыщенный раствор, в условии ничего такого не сказано? Объясняю. Был раствор насыщенный при 70°С. Его охладили до 0°С. Выпала "лишняя" соль в составе кристаллогидрата. Раствор остался насыщенным, только при другой, более низкой температуре.

Что нам дают эти рассуждения? Много чего дают. Мы можем не лезть в дебри растворимости (конкретно в этой задаче), а только рассчитать массовую долю насыщенного раствора при 0°С. Как это сделать? Посмотрите внимательно "досье" (столбец) сульфата меди на фото. Там все написано. Если не поймете, ожидайте следующую статью и видео на Ютуб-канале. Буду объяснять все для желторотиков.

Вернемся к задаче. Посмотрите на раздел "Дано". Я обвела зеленым маркером те данные, которые "лишние" и при решении задачи их можно не использовать. Но мы это можем понять только на этапе собственно анализа и решения задачи (вторая и третья заповедь).

Зачем в условиях задач появляются "лишние данные"? Я считаю, это абсолютно правильный прием, который используют авторы задач. Мы, таким образом, приближаемся к реальным условиям эксперимента. Различных показателей (данных) может быть много, но только анализ и логика экспериментатора помогают выбрать те, которые действительно необходимы для решения проблемы.

Хочу привести вопрос-комментарий одного из моих читателей: "Когда закончится этот цирк?" Не знаю, что имел в виду автор текста, но комментарий был написан под одной из моих резонансных статей, поэтому я просто обязана ответить.

Цирк (что это - изучение химии, подготовка в экзамену, мои статьи?) закончится тогда, когда закончатся зрители. То есть, НИКОГДА!

До скорой встречи на полях Яндекс Дзен! Люблю вас, мои самые лучшие читатели! Счастья вам, здоровья, удачи и денежек побольше!

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.

Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора

Подписывайтесь видео-канал Репетитор по химии и биологии.Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова