Неужели, нас обманывают?! Анализ реального 32-го задания ЕГЭ по химии 2019 и сравнение с демоверсией 2020

2 September 2019

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Сегодня - первый школьный день. Взрослые ходят с цветами и звоночками, радостно поздравляя друг друга. Наконец-то дети не будут бегать по улицам, мамы не будут пить валерьянку, выглядывая в окно, бабушки вздохнут спокойно, отыщут спрятавшихся от греха подальше котят и сядут за просмотр любимых сериалов. А дети..., дети, склонив голову пойдут, как на заклание, отбывать школьную повинность.

Я продолжаю работать с демоверсиями ЕГЭ, анализируя представленные в них задания и сравнивая их с реальными, восстановленными по памяти моих учеников. В одной из статей я поместила анализ 32-го задания демоверсии 2020. Меня удивило однообразие реакций: 1-я реакция - электролиз, остальные три - окислительно-восстановительные.

В реальных заданиях ЕГЭ однотипные реакции встречаются редко. Поэтому я решила взять одно из реальных заданий ЕГЭ 2019, провести анализ представленных в нем реакций и сравнить с демоверсией.

32-е задание (восстановлено по памяти)

Нитрат меди подвергли разложению при нагревании. Полученную смесь газов поглотили водой, при этом образовалась кислота. Оксид железа (II) растворили в избытке раствора полученной кислоты. Образовавшуюся соль железа выделили и поместили в раствор карбоната калия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Проведем анализ каждой протекающей реакции.

1) Нитрат меди подвергли разложению при нагревании.

Разложение нитратов металлов определяется положением металла в ряду активности

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Ni Sn Pb (H) Sb Bi Cu Hg Ag Pt Au

1) Нитраты щелочных металлов (кроме нитрата лития) разлагаются при нагревании на нитрит металла и кислород:

2) Нитраты менее активных металлов (от щелочноземельных до меди, включая нитрат лития) разлагаются на оксид металла, NO2 и кислород:

3) Нитраты тяжелых металлов (после меди) разлагаются до свободного металла, NO2 и кислорода:

2) Полученную смесь газов поглотили водой, при этом образовалась кислота.

В формулировке задания есть подсказка "получилась кислота". Это, действительно, одна из стадий промышленного получения азотной кислоты. Пишем окислительно-восстановительную реакцию.

3) Оксид железа (II) растворили в избытке раствора полученной кислоты.

Оксид железа (II) - основный оксид с промежуточной степенью окисления Fe(+2), азотная кислота - сильный окислитель, поэтому будет протекать не реакция обмена, а окислительно-восстановительная реакция с изменением степени окисления железа Fe(+2) → Fe(+3).

4) Образовавшуюся соль железа выделили и поместили в раствор карбоната калия.

Это очень интересный тип реакций, протекающих по механизму необратимого гидролиза. Они часто встречаются в заданиях ЕГЭ. Это - реакции обмена, но не простого, а сложного. Обмен происходит не только между ионами реагентов-солей, но и между ионами воды. Такие реакции очень легко определяются по таблице растворимости - в клеточке одного из предполагаемых продуктов стоит знак "".

О технологии написания реакций, протекающих по механизму необратимого гидролиза, я расскажу в ближайшей статье.

Давайте, попробуем ответить на вопрос - демоверсии представляют аналогичные задания будущего ЕГЭ или они далеки от реалий? Обманывают нас составители ЕГЭ, или, все-таки пишут правду?

Мое мнение, основанное на анализе 32-го задания - никто никого не обманывает, но составители ЕГЭ - халтурщики. Летом отдыхали и не хотели напрягаться. Взяли, что попроще, не затрудняя себя составлением интересных вариантов. Почему-то, я не удивлена. Уже давно привыкли, что пишут одно, а в реальности - совершенно другое. Поэтому, господа репетиторы, вперед! Открываем свои коллекции заданий ЕГЭ 2019, решаем их, анализируем, прописываем особенности, отрабатываем технологии обучения и... готовим учеников - отличников ЕГЭ 2020!

Вы хотите сдавать ЕГЭ по химии и биологии? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова