Повторение - секретная мать учения! 3.6. А ты помнишь избыток-недостаток?!

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

До ЕГЭ осталось совсем мало времени. Начинается всеобщий мандраж. Бдительные мамы уже выступают в роли Рособрнадзора и проводят допрос с пристрастием своих обвешанных репетиторами деток. И что они видят? В ряде случаев дела обстоят очень даже неплохо, но есть, к сожалению, и другие факты...

Звонит моя читательница и буквально рыдает в трубку. Ее сын, ученик 11-го класса одного из профильных лицеев столицы, готовится сдавать ЕГЭ по химии. Еще летом мама долго подбирала репетиторов и, наконец, определилась с известными курсами подготовки. Предметы - химия, физика, математика, русский язык. Прошло 5 месяцев подготовки. Мальчик вполне подтянул свои знания по многим предметам, кроме химии. Мало того, школьный преподаватель химии на родительском собрании пожаловался маме о том, что ее сын съехал с "четыре-пять" до "натянутых троек"! Мама устроила сыну допрос с пристрастием: "Как проходят занятия с репетитором химии?!" Ответ сына довел маму до полуобморочного состояния. Слушаем внимательно.

Преподаватель курсов - завуч одной из школ. В минигруппе 3-5 человек. Занятие начинается с того, что преподаватель дает ребятам подборку тестов. Они молча решают. Через некоторое время учитель восклицает: "Что-то мне стало скучно!" и предлагает написать ОВР. После записи на доске участников реакции, преподаватель предлагает поискать продукты реакции в интернете. Мама, начитавшись моих статей и насмотревшись моих вебинаров, просто заорала "Ааааааааааааааааааааааа!!!!!" Сказать что-либо еще она уже была не в силах! Но это еще не все. Сын добил маму словами: "Мы еще не решали ни одной задачи, даже самой простой, типа 27-29 заданий ЕГЭ. И я не знаю, как это делать, в принципе".

История с мальчиком еще не закончилась. Конечно, я взяла ученика под свое крыло. Но... время жутко упущено. Я молчу о потерянных финансах. Поэтому, по огромной просьбе моих читателей, я еще и еще раз буду проводить анализ самых "болезненных" (с точки зрения учеников) точек химии. Сегодня повторяем тему избыток-недостаток в расчетах по уравнениям реакций. Такие задачи обычно имеют самый низкий процент решения. Итак, поехали!

Вначале определимся с понятиями. В ряде задач представлены данные для обоих реагентов. Как в таких случаях выполнять расчеты по уравнения реакций? Что брать в качестве точки расчета?

ПОМНИ!
Расчеты по уравнению реакции производят по НЕДОСТАТКУ! 

Как определить избыток-недостаток и провести дальнейшие расчеты, лучше разобрать на конкретной задаче.

Задача 

Смешали 7,3 г хлороводорода и 4 г аммиака. Какая масса соли при этом образуется?

1) Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

2) Вторая Заповедь. Написать уравнение реакции.

Немного теории. При смешивании хлороводорода и аммиака образуется густой белый дым ("дым без огня") - кристаллики соли хлорида аммония. 

3. Третья Заповедь. Сделать предварительные расчеты по данным условия задачи

В условии задачи представлены данные по обоим реагентам - аммиаку и хлороводороду, поэтому определяем количество вещества каждого участника процесса и записываем рассчитанные значения над каждым реагентом в уравнении реакции.

На этой стадии необходимо определить, кто из реагентов в избытке, а кто в недостатке. Для этого следует провести пересчет количества одного вещества через количество другого.

По уравнению реакции считаем количество вещества хлороводорода по количеству вещества аммиака. Я мысленно произношу: "Пусть весь аммиак вступил в реакцию. Сколько может прореагировать хлороводорода?" Делаю обычный расчет, который показывает - хлороводорода требуется меньше, чем дано, значит, хлороводород - в избытке, аммиак - в недостатке. Значение количества вещества "в избытке" обводим круглыми скобками, чтобы не ошибиться при основных расчетах. Кроме того, можно легко определить, сколько вещества "в избытке" осталось после реакции.

Делаем расчет по уравнению реакции (строго по недостатку!). Точку расчета (количество вещества аммиака делим на коэффициент перед аммиаком в уравнении реакции, умножаем на коэффициент перед хлоридом аммония и получаем результат. Это - легкие расчеты по уравнению реакции. Они полностью соответствуют закону кратных отношений Дальтона (основному закону стехиометрии), но технически выполняются намного проще.

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Формулизируем вопрос задачи "Какая масса соли при этом образуется?", т.е. записываем формулу расчета массы, которая для нас, как для химиков, должна быть представлена произведением количества вещества на молярную массу. Анализируем компоненты формулы: молярную массу хлорида аммония определяем по таблице Менделеева, количество вещества хлорида аммония берем из расчетов по уравнению реакции.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.

ВНИМАНИЕ!

Полный каталог статей (постоянно обновляемый) вы найдете на странице "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова