Секретная шпаргалка по химии. 2.4 Кульбиты с количеством вещества.

Вы знаете, как делаются открытия? Думаете, ученые сделали свои великие открытия случайно, как Ньютон, почесав голову после упавшего на нее яблока? Наверное, так оно и бывает. Иногда. Однако, в большинстве случаев открытия делаются абсолютно целенаправлено. Хотите, я расскажу вам алгоритм действий, ведущих к открытиям? Слушайте внимательно. Берете объект и начинаете прилагать к нему абсолютно разные инструменты для работы. Чем необычней и непривычней выглядит тандем "объект + инструмент", тем выше вероятность открытия. Не воспринимайте мой совет буквально. Включите воображение. Я могу привести кучу примеров объектов и инструментов, но остановлюсь на совершенно локальном понятии в химии. Итак, объект - количество вещества (моль), инструменты - различные математические и логические формулы, вещества, процессы. Попробуйте поиграть в такие игры. На бумаге. Не бойтесь ошибаться - ничего не взорвется. Вы получите удовольствие, разберетесь в проблеме, погрузитесь в предмет, наберетесь опыта. Не верите? Давайте сделаем это вместе.

Напомню несложную теоретическую часть и основные формулы.

Количество вещества определяется числом частиц, из которых состоит данное вещество. Единица количества вещества - моль. Один моль любого вещества содержит число Авогадро структурных единиц.

Покажу два вида оригинальных расчетов (как я называю, кульбитов) с количеством вещества:

  • Определение количества вещества атомов по количеству вещества молекул
  • Определение количества вещества молекул по количеству вещества атомов

Задача 1

Определите количество вещества атомов кислорода в 196 г серной кислоты. В каком количестве вещества пероксида водорода содержится такое же количество вещества атомов кислорода?

Решаем задачу с применением Четырех Заповедей (шагов). Каждое выполненное действие обводится зеленым овалом.

1. Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

2. Вторая заповедь. Написать уравнение реакции.

Реакции не протекают, этот шаг пропускаем.

3. Третья заповедь. Сделать предварительные расчеты по данным условия задачи.

На каждого участника задачи записываем "Досье", которое должно включать, как минимум, три обязательных позиции - Молярная масса, Масса вещества (или Объем газа) и Количество вещества (моль).

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Именно на этом этапе мы познакомимся с непривычными для нас логическими формулами расчетов (кульбитами). Слушайте очень внимательно и запоминайте.

Чтобы рассчитать количество вещества атомов, нужно количество вещества молекул умножить на число соответствующих атомов.

В нашем случае для расчета количества вещества атомов кислорода мы умножаем количество вещества молекул серной кислоты (2 моль) на число атомов кислорода в молекуле серной кислоты (4 атома), получаем 8 моль атомов кислорода.

Чтобы рассчитать количество вещества молекул, нужно количество вещества атомов разделить на число соответствующих атомов.

Количество вещества атомов кислорода одинаковое и в серной кислоте, и в пероксиде водорода (как следует из условия задачи). Нам остается рассчитать количество вещества молекул пероксида водорода. Для это количество вещества атомов кислорода (8 моль) делим на число атомов кислорода в молекуле пероксида водорода (2 атома), получаем 4 моль вещества молекул пероксида водорода.

Как вы уже убедились, выполняются абсолютно несложные действия, но мы значительно упрощаем решение задачи, визуализируем оформление (т.е. делаем запись решения более понятной, видимой, читаемой).

Важное объявление для москвичей!

Вы хотите узнать авторские секреты решения задач по химии? Вы хотите сдать ЕГЭ по ХИМИИ на 95+ и победить на федеральных олимпиадах? Приходите на Мастер-классы, которые я буду проводить БЕСПЛАТНО по субботам. Ближайший Мастер-класс состоится 22 сентября. Посещение занятия возможно только после предварительного согласования со мной лично! Торопитесь записаться, количество мест крайне ограничено!

Мы продолжим разбирать задачи, используя логические формулы расчетов (кульбиты) с количеством вещества.

Задача 2

В каком количестве вещества триоксида серы содержится такое же число атомов кислорода, как в 19,2 г диоксида серы?

Задача 3

В смеси пирита FeS2 и сульфата железа (II) FeSO4 содержится по 0,01 моль атомов железа и кислорода. Вычислите массу смеси.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" - и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова