Секреты и тайны 29-го задания ЕГЭ по химии. 1-й уровень сложности

Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!

Согласно "Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ХИМИИ", 29-е задание включает КИМы по теме "Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ".

Несмотря на кажущуюся простоту 29-го задания, его тщательный анализ очень важен, поскольку именно здесь закладываются фундаментальные основы решения сложных задач по химии. Кроме того, можно предполагать появление в 29-м задании ЕГЭ новых типов задач с нестандартными алгоритмами (избыток-недостаток, выход реакции, степень превращения, изменение массы и объема и др.) или "трудными" реакциями (ОВР, электролиз, необратимый гидролиз и др.).

Методические заметки:

Для решения задач 29-го задания ЕГЭ необходимо:
- написать уравнение реакции
- выполнить расчеты по законам стехиометрии
Виды реакций, используемых в задачах 29-го задания:
1) реакции соединения
2) реакции разложения
3) реакции замещения
4) реакции ионного обмена
5) окислительно-восстановительные реакции
6) электролиз
7) реакции по механизму необратимого гидролиза
В основе расчетов по уравнениям реакций лежит закон простых кратных отношений Д. Дальтона. Его современная формулировка:
«Количества веществ реагентов и продуктов относятся друг к другу как коэффициенты в уравнении химической реакции»

Сегодня мы сделаем первый шаг и разберем стандартные задачи 1-го уровня сложности 29-го задания ЕГЭ.

Задание 29 (1)

Вычислите массу лития, вступившего в реакцию с 64 г кислорода.

Пояснение. Литий - металл I(A)-группы (щелочные металлы). Все щелочные металлы реагируют с кислородом уже при комнатной температуре, в связи с чем их хранят под слоем керосина. Запомните: с образованием оксида, с киcлородом реагирует только литий, остальные щелочные металлы при аналогичных условиях образуют пероксиды Ме2О2 и надпероксиды МеО2.

Задание 29 (2)

Сколько граммов оксида магния получится при разложении 252 г карбоната магния МgСО3?

Пояснение.Все нерастворимые карбонаты, а также карбонаты лития и аммония, разлагаются при нагревании: карбонаты металлов разлагаются до оксида металла и углекислого газа, карбонат аммония при разложении образует аммиак, углекислый газ и воду.

Задание 29 (3)

Сколько меди можно получить из 160 г ее оксида при восстановлении водородом?

Пояснение. Железо и остальные металлы правее него в ряду активности металлов можно восстановить водородом из их оксидов Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→Fe→Cd→Co→Ni→→Sn→Pb→(H)→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au

Задание 29 (4)

Вычислите массу цинка, который вступает в реакцию с соляной кислотой для получения 2,24 л (н.у.) водорода.

Пояснение. Металлы левее (Н), вытесняют водород при взаимодействии с водными растворами кислот-неокислителей Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→Fe→Cd→Co→Ni→→Sn→Pb→(H)→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au

Задание 29 (5)

Определите объем газа (н.у.), выделившегося при растворении 44 г сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты

Пояснение. Реакция ионного обмена протекает, если один из продуктов покидает сферу реакции (в виде осадка, газа или слабого электролита, растворимого в воде). Возможность протекания реакции обмена с выделением газа я рекомендую определять по мнемоническому Правилу Сильного © (в данной реакции сильная кислота вытесняет слабую из растворов солей).

На закуску дарю небольшую подборку стандартных вариантов 29-х заданий ЕГЭ (1-й уровень сложности) с ответами.

Задание 29 (стандарт, 1-й уровень сложности)

1. Какой объем водорода (нормальные условия) выделяется при взаимодействии 26 г цинка с избытком соляной кислоты? (8,906 л)
2. При взаимодействии оксида кальция с водой образовалось 148 г гидроксидакальция. Рассчитайте массу оксида кальция, вступившего в реакцию. (112 г)
3. Вычислите массу сероводорода H2S, полученного при взаимодействии водорода с 1,6 г cepы. (1,7 г)
4. Сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 112 г железа с соляной кислотой. (4 г)
5. Вычислите массу фосфора, вступившего в реакцию с 16 г кислорода. (12,4 г)
6. Вычислите массу хлороводорода, полученного при взаимодействии 4 г водорода с хлором. (146 г)
7. Рассчитайте объем (н.у.) кислорода, необходимого для сжигания фосфора массой 6,2 г (5,6 л)
8. Вычислить массу оксида магния, образовавшегося при полном сгорании 24 г магния (40 г)
9. Какой объем водорода (н.у.) потратится на восстановление 60,8 г оксида хрома (ІІІ)? (26,88 л)
10. Какая масса алюминия вступило в реакцию с соляной кислотой, если выделилось 2,688 л (н.у.) водорода? (2,16 г)

Как гласит народная мудрость, "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому приглашаю вас посмотреть вебинар, посвященный задачам и заданиям этой статьи. Прошу не судить строго, поскольку еще только набираюсь опыта видео-преподавания.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.

Полный каталог статей вы найдете на странице "Статьи репетитора"

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова