Славься, ЕГЭ по химии 2020! Morituri te salutant! Анализ демоверсии. 30-е задание.

23 August 2019

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Лето подходит к концу... Скоро начнется новый учебный год, новая работа, новые ученики. Одно остается неизменным вот уже двенадцатый год - ЕГЭ! Это не просто экзамен, это серьезная судьбоносная битва за будущее место под солнцем! Поэтому в течении ровно девяти месяцев, оставшихся до ЕГЭ, нужно будет "учиться, учиться и еще раз учиться"!

Я начинаю серию статей, где буду анализировать задания демоверсий ЕГЭ по химии и биологии 2020. Не случайно в названии статей я поместила перефразированное латинское крылатое выражение "Ave, Caesar, morituri te salutant!" ("Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!"), которым гладиаторы, отправляющиеся на арену, приветствовали императора Клавдия. Сегодня фраза используется как шуточный лозунг тех, кто отправляется на некое дело, в котором велики риски и финал которого неизвестен...

Кстати, если вы будете читать мои статьи и хорошо учиться под крылом грамотного преподавателя (репетитора), финал ЕГЭ по химии и биологии будет вполне предсказуем - 95+!

Однако, вернемся к основной теме статьи.

Задание 30 (демо)

Для выполнения задания 30 используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит калия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование водных растворов веществ. 
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается.
 В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Анализ задания:

1) Изменение цвета раствора происходит только в случае участия в процессе перманганата калия (из предложенных веществ, конечно). Один из участников выбран. Это - окислитель. Напомню, перманганат может быть только окислителем, потому как атом марганца в нем имеет высшую степень окисления, равную номеру группы +7.

2) Выбираем восстановитель. Напомню, восстановителем может быть вещество, содержащее атомы элементов в низшей или промежуточной степенях окисления. Среди предложенных веществ, таких два - сульфит калия и пероксид водорода.

Пероксид водорода - сильный окислитель, но в паре с перманганатом (который может быть только окислителем), пероксид водорода выполняет роль восстановителя. Атом кислорода отдает электроны, его степень окисления меняется с -1 до 0 (простое вещество, О2, газ). По условию, выделение газа не наблюдается, значит, восстановитель не пероксид водорода, а сульфит калия.

3) Выбираем условия среды. Среди предложенных веществ - гидроксид калия (щелочная среда). Также допустимо использование водных растворов веществ (нейтральная среда).

В нейтральной среде продукт восстановления перманганата - оксид марганца (осадок коричневого цвета). По условию, выделение осадка не наблюдается. Значит, реакция протекает в щелочной среде.

Итак, мы определились с единственно возможными участниками окислительно восстановительной реакции для предложенных веществ и соответствующих критериях (отсутствие газа и осадка в продуктах) - перманганат калия, сульфит калия и гидроксид калия.

Напишем реакцию

Осталось указать окислитель и восстановитель. Рекомендую следующую запись: KMnO4 (Mn+7) - окислитель, K2SO3 (S+4) - восстановитель.

И еще. Если в условии сказано о том, что нужно составить электронный баланс, это совершенно не значит, что нужно написать ОВР методом электронного баланса! При написании методом полуреакций (электронно-ионного баланса) электронный баланс обязательно составляется. В противном случае, мы не напишем реакцию со всеми необходимыми коэффициентами.

Кстати, реакция не совсем простая в написании, поскольку в щелочной среде требуется применение технологии коррекции среды.

Если кого-то интересует мое мнение по 30-му заданию ЕГЭ 2020: в такой форме оно гораздо более однозначно. Надеюсь, споров на апелляции будет меньше. Растут составители, однако. Это радует...

Для более подробного знакомства с 30-ми заданиями ЕГЭ, рекомендую прочитать цикл моих статей по ОВР.

· Богунова В.Г. Как?! Вы до сих пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.1 Кто вы, господа окислители и восстановители? Яндекс Дзен

· Богунова В.Г. Как?! Вы до сих пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.2 Секреты метода полуреакций Яндекс Дзен

· Богунова В.Г. Если вам кажется, что учитель химии не умеет писать ОВР, то вам не кажется. 9.3 Коррекция среды Яндекс Дзен

· Богунова В.Г. Вам еще не надоело учить ОВР на память? 9.4 Первая рекомендация. Who-is-who, если непонятно? Яндекс Дзен

· Богунова В.Г. Простое решение сложной проблемы ОВР. 9.5. Вторая рекомендация. Лобовое столкновение участников Яндекс Дзен

· Богунова В.Г. Хватит бояться ОВР! 9.6. Галерея классических окислителей. Перманганат Яндекс Дзен

· Богунова В.Г. Ой, мама, я влюбилась в ОВР! 9.7. Хроматы-дихроматы - братья-акробаты Яндекс Дзен

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова