Тайны задач по химии? 1. Препарируем задачу ЕГЭ

Я предупреждала, мои статьи запрещено читать учителям химии. Толком ничего не поймут, но орать и возмущаться начнут обязательно, а потом мне звонить по ночам или рано утром, когда сон самый сладкий. Успокойтесь, коллеги. Ваш мозг вскрывать я не буду. А зачем? Ничего интересного у вас внутри нет. Однако, мы займёмся действительно интересным делом - будем препарировать задачу! Смысл заключается в следующем. Берётся задача по химии. Источник - любой (ЕГЭ, олимпиада, просто понравилась). Задача решается и оформляется по авторской системе (четыре заповеди, досье, легкие расчеты, визуализация). Затем проводится анализ алгоритмических приемов, использованных в задаче. Зачем это нужно? Это мое хобби - коллекционирование различных фишек (приемов, приколов и т.д.) в задачах по химии. Я их не только собираю и анализирую. Я обучаю эти приемам своих учеников. Потому мои ребята ВСЕГДА сдают ЕГЭ по химии БЛЕСТЯЩЕ (!), с очень высокими баллами.

Сегодня я взяла одну из задач пробных вариантов ЕГЭ. Авторское решение и оформление представлено под условием задачи

Задание 35

При гидратации 31,50 г этиленового углеводорода образовалось 23,76 г органического вещества. Выход продукта составил 60 %. Определите молекулярную формулу углеводорода и установите его структуру, если известно, что при его жёстком окислении перманганатом калия образуются кетон и кислота. Напишите уравнение реакции углеводорода с водой, в уравнении изобразите структурные формулы органических веществ

При грамотном оформлении задачи виден каждый шаг алгоритма решения, и опытный преподаватель может определить все "тайные фишки ЕГЭ". Не волнуйтесь, их не так много. Количество "алгоритмических приколов" достаточно ограничено. Откуда я знаю? Мною собрана огромная коллекция конкурсных и олимпиадных задач по химии с 1988 года. Все специфические особенности алгоритмики я обобщила и систематизировала, и могу вас заверить - на ЕГЭ новыми фишками пока не пахнет, используют старые, отработанные.

Я буду выкладывать очередную "вскрытую" задачу ЕГЭ каждую неделю, анализировать полученные результаты и описывать особенности каждой фишки в отдельных статьях. Для чего это нужно? По результатам анализа проявляются особенности специфики задач ЕГЭ - какие фишки любимые, какие не любимые, какие используют редко но метко (на засыпку). Сами знаете: "Предупрежден, значит, вооружен!". Итак, поехали!

Анализ "вскрытия" задачи ЕГЭ:

1. Первое, что бросается в глаза, это алгоритм, который у меня имеет рабочее название "Молярная масса реальная равна молярной массе в общем виде". В ближайших статьях обещаю рассказать об этом алгоритме более подробно и привести примеры задач. Это достаточно бородатая фишка, часто используемая в 35 задании ЕГЭ.

2. Не так часто встречается в задачах ЕГЭ, особенно в заданиях 35-й позиции, фишка на выход реакции. Такие задачи, обычно, решаются тяжело. Редкое появление алгоритмической фишки, при наличии данного вопроса в программе изучения химии для подготовки к ЕГЭ и в медицинские ВУЗы, говорит о возможности его меткого использования - на засыпку. Описание задач на выход реакции вы найдете в моей статье "У меня все получится! Я сдам ЕГЭ на 95+! 3.5 Выход реакции"

3. Очень редко встречается в задачах фишка, которой я дала рабочее название "Дельта m" - анализ участника процесса по разнице масс продукта и реагента. В данной задаче можно было построить алгоритм по равенству количества вещества продукта и реагента (особенности алгоритмов 35 задач я разберу в отдельной статье). Я сознательно пошла по другому, аналогичному алгоритму, чтобы показать возможность использования разницы масс в логическом анализе. Будьте бдительны! Фишка интересная, достаточно новая, логически сложная. Может применяться на засыпку, особенно, в 34 заданиях ЕГЭ. Более подробно опишу "Дельту m" в следующих статьях

4. Это теоретическая фишка - реакция подкисленного раствора перманганата калия с непредельными соединениями. В последние годы часто встречается в 33 заданиях ЕГЭ. При такой реакции происходит полный разрыв цепи по месту пи-связи и образованием окисленных продуктов (углекислый газ, кислоты, кетоны).

5. На закуску - мои любимки, окислительно-восстановительные реакции. Да не простые, а с органическими веществами. Здесь есть свои приятные особенности. Обязательно все расскажу и покажу в конце ноября, когда по плану буду изучать эту тему со своими учениками. Пока просто полюбуйтесь, такого добра очень много в заданиях ЕГЭ

Это далеко не все особенности заданий ЕГЭ. Даже в конкретной задаче еще можно найти много интересного - гидратация, правило Марковникова, написание уравнения реакции в общем виде, легкие расчеты по уравнению реакции и др. Но все это встречается почти в каждом КИМе ЕГЭ, об этом много говорится и пишется. Я заострила внимание только на оригинальных фишках, которые встречаются редко, а потому знакомство с ними крайне важно для подготовки к ЕГЭ по химии.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" - и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова