Теория эволюции. Античный период.

Сегодня я начинаю публикацию серии статей по биологии. В их основе будут положены отдельные главы моего учебника "Конспекты репетитора биологии" (9 томов), зарегистрированного в 1995 году в Российском Авторском Обществе при Президенте РФ. Статьи станут полезными ученикам 8-11 классов в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Вспоминаю 1995 год - год регистрации моего учебника. Лихие 90-е не слишком потрепали меня, я была занята творчеством, учениками и у меня совершенно не оставалось времени погружаться в разборки бандитов и политиков. Но, к большому сожалению, 90-е годы танком прошлись по советскому образованию, разогнав толковых учителей и практически искалечив несколько поколений школьников. Повезло только тем ребятам и их родителям, кто встретил на своем пути хороших репетиторов, благодаря которым они смогли получить достойное среднее образование и поступить в ВУЗы.

В середине 90-х ко мне привели девочку Свету (имя изменено). Это было нечто. Света училась в 11 классе, она была неприлично больших размеров и весила примерно 120 кг. Но самое страшное, она вообще ничего не понимала в химии и биологии. Нет, вы не поняли. Совсем ничего - это когда человек в 11 классе не знает, что формула воды Н2О и путает Менделя с Менделеевым. Вы мне не верите? Но это абсолютная правда! Я не хотела работать со Светой, понимая, что за один год вряд ли что-то смогу сделать. Но, папа Светы заручился рекомендациями очень влиятельных людей, которым я не могла отказать. Вам интересно узнать, чем закончилась история девочки Светы? Дочитайте статью до конца, и вы все узнаете.

История формирования теории эволюции

Биологическая эволюция (лат. evolutio-развертывание) – это наследственное изменение свойств и признаков живых организмов в ряду поколений. В ходе биологической эволюции достигается и постоянно поддерживается согласование между свойствами живых организмов и условиями среды, в которой они живут.

Условия жизни на Земле разнообразны и постоянно меняются, в том числе, в результате жизнедеятельности организмов. Выживают и размножаются только те особи, которые лучшим образом приспособлены к жизни в измененных условиях среды. Все это породило в ходе эволюции фантастическое разнообразие жизненных форм.

Многие древние философы высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе, об исторических преобразованиях организмов.

Конфуций

Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал,что «Жизнь возникла из одного источника путем постепенного развертывания и разветвления».

Эмпедокл

Древнегреческий философ, поэт, врач, политик и религиозный деятель Эмпедокл считал, что «Воздух, земля, огонь и вода - четыре корня всего сущего. Жизнь возникла в результате действия сил притяжения и отталкивания между этими четырьмя элементами».

Демокрит

В основе учения древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Пустота в системе Демокрита выступает как бесконечное «вместилище» атомов. Демокрит говорил, что «Живые существа возникли на Земле путем самозарождения из ила».

Анаксагор

Древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор полагал, что «из ничего ничего не возникает», «все содержит долю всего», «организмы возникли из зародышей, носящихся в воздухе». Ум у Анаксагора «легчайшая из всех вещей, содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу».

Фалес

Древнегреческий философ Фалес высказал мысль о том, что первоначалом всего мироздания явилась некая одна материальная сущность — вода, из которой произошло все живое и на которой плавает земля подобно дереву. Он также считал, что «все полно богов», и что свойством души является движение и притяжение, поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо.

Анаксимандр

Древнегреческий философ Анаксимандр дал описание космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека. Анаксимандр предложил объяснение происхождения живых существ из морской тины; кроме того, он предполагал, что первые люди должны были зародиться в рыбоподобных существах, потому что человеческий младенец не может самостоятельно питаться и выжить без родителей.

Аристотель

Великий древнегреческий философ и ученый Аристотель сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи, основанную на его наблюдениях над животными. Создал представление о «лестнице природы».

Представления древних мыслителей отличались незавершенностью и включали элементы очевидной фантазии. Зачастую они были плодом размышлений и не опирались на данные систематических наблюдений природы.

В XV-XVI веках был освоен огромный фактический материал из области ботаники, зоологии, анатомии. К XVI веку относятся первые многотомные описания растительного и животного мира.

В XVII-XVIII веках в биологии сформировалось два альтернативных течения креационизм и трансформизм.

Креационизм (лат. creatio создание) - учение о божественном творении и неизменности видов. Сущность его заключается в следующем: вся живая природа создана Богом и абсолютно неизменна. Природе присуща «изначальная целесообразность». Это означает, что все в ней создано для определенной цели: Солнце существует, чтобы освещать Землю днем, Луна – чтобы освещать Землю ночью, пение птиц – чтобы услаждать слух. Мир, созданный Богом, непознаваем.

Трансформизм (лат. transformo превращаю, преобразую) – учение об изменяемости видов растений и животных. К середине XVIII века были найдены ископаемые остатки древних животных и растений, сходных с современными. Это свидетельствовало о том, что современные виды – это измененные потомки давно вымерших организмов. Ученые обнаружили сходство в строении и в особенностях индивидуального развития разных видов животных. Это было доказательством того, что разные виды в далеком прошлом имели общих предков. Трансформисты считали, что виды изменяемы, но они не рассматривали причин и факторов, обуславливающих изменения видов.

Продолжу рассказ о Свете.

Работа со Светой была настоящим адом. Мне приходилось учить девочку абсолютно всему, даже элементарной арифметике. И чудо свершилось! За год Света освоила профильный курс химии и биологии и стала лучшей ученицей в классе. В июле Света БЛЕСТЯЩЕ (!) сдала вступительные экзамены и стала студенткой лечебного факультета ММА им. И.М. Сеченова (сейчас Первый МГМУ им. И.М. Сеченова). Сегодня Света - доктор медицинских наук, известный акушер-гинеколог в одном из ведущих медицинских центров Москвы, автор многих научных и научно-популярных публикаций, красивая женщина, мать троих детей, ее часто можно увидеть на центральных каналах ТВ. Из гадкого утенка она превратилась в потрясающе великолепного лебедя!

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" - и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова