Ты готов к ЕГЭ по химии 2019? Прочитай! Пригодится! 34-е задание (термическое разложение)

Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!

Соскучились без моих статей? Я тоже скучала без возможности поговорить с вами, хотя бы заочно, прописать сложные методические элементы, подумать о новых реалиях, с которыми столкнула нас жизнь. Вы уже привыкли к структуре моих статей? Напоминаю, каждую статью я составляю из двух абсолютно разных блоков. Первый компонент - гуманитарный, где я затрагиваю общечеловеческие интересы, второй - предметный, в нем я рассказываю об особенностях разных заданий и задач по химии, о методах их решения, анализирую вопросы ЕГЭ. Эти два компонента переплетаются косичкой и, судя по вашим восторженным отзывам, такая структура статьи вам очень даже нравится.

Идеи для гуманитарного блока я черпаю из жизни, анализирую проблемы насущные, делюсь интересными воспоминаниями, выступая в роли "креативного советника по жизненно важным вопросам". Высшее образование - есть, ученая степень - кандидат наук, опыт педагогической работы - огромный. Но... я не филолог, не литературовед и не копирайтер. Я только учусь всем хитростям и тонкостям этих направлений. Поэтому, прошу вас не судить меня строго за чересчур эмоциональные названия статей, за огромное количество авторских знаков препинания (я их очень люблю), за своеобразную структуру текста.

Что касается специального (предметного) блока, здесь у меня давным-давно все собрано, расписано и разложено по полочкам. Еще бы! Ведь я тридцать лет занимаюсь подготовкой абитуриентов к вступительным экзаменам в ВУЗы и десять лет - готовлю к ЕГЭ. Этот раздел моих статей - профессиональный, с большим количеством иллюстраций, помогающих разобраться в учебном материале. Он предназначен для учеников 8-11 классов, изучающих химию как профильный предмет, а также для их родителей и учителей-новаторов, которые постоянно ищут новые интересные методы и технологии в образовании.

Кстати, в конце статьи вас, как всегда, ожидает очень интересный сюрприз! На этот раз - видео моего разговора с компьютерным роботом Siri. Это смешно, если воспринимать видео, как обычный прикол. И хочется плакать, если представить, что Siri, пусть даже в тысячу раз улучшенная, будет выполнять функцию учителя для вашего ребенка.

Однако, вернемся к сегодняшней статье. В первой части я хочу затронуть очень важную тему "Как влияют эмоции на процесс обучения?". Я считаю, об этом должны знать и использовать в своей практике абсолютно все преподаватели! Я перевернула горы литературы на бумажном носителе и прочла огромное количество статей в Интернете. Поделюсь с вами основными выкладками, которые, лично для себя, обязательно возьму на вооружение.

  • Эмоция (лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к ситуациям и объективному миру, проявляется в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.
  • Древнегреческий философ Аристотель считал эмоцию удивления началом процесса познания. Математик и философ Р. Декарт полагал, что удивление имеет как побуждающую, так и ориентирующую функции. К числу интеллектуальных эмоций Р. Декарт относил также сомнение, которое является основной частью мыслительного процесса. По Декарту: сомнение – мать истины.
  • Эмоции, с точки зрения нейрофизиологии, представляют собой активные состояния специализированных структур, расположенных в разных центрах головного мозга: в коре больших полушарий, в лимбической системе, в гипоталамусе.
  • Эмоции выполняют решающая роль в процессе обучения (в подкреплении формирующихся условных рефлексов): регулируют пороги восприятия, активируют память, выделяют цели в познавательном образе и побуждают к действиям.
  • Положительные эмоции закрепляют наиболее удачные и результативные действия, возникающие в процессе выполнения учебных задач.
  • При эмоциональном возбуждении нарушается избирательная направленность действий и возникает импульсивная непредсказуемость поведения ученика. Это может привести к возникновению отрицательных эмоций, которые, к сожалению, переносятся на весь процесс обучения.
  • На преподавателе лежит ответственность за создание в учебном процессе здоровой эмоциональной атмосферы.

Главный вывод, который я сделала после тщательного изучения этого раздела психологии. Процесс обучение и формирования навыков происходит, в первую очередь, от сердца к сердцу, от души - к душе, и только во вторую - от головы к голове, из рук - в руки. Эмоции - это капсула, в которую должны быть завернуты передаваемые и получаемые знания (с). Могут ли роботы заменить преподавателя? НЕТ! НЕТ! И еще раз НЕТ! Кстати, виртуальные занятия, как основные в учебном процессе, я считаю профанацией (лат. profanatio - букв. "осквернение святыни", искажение, опошление чего-либо). Их можно использовать только как хорошее дополнение к очным занятиям и не более того!

Переходим к предметной части статьи. Сегодня поговорим о некоторых алгоритмических особенностях 34-го задания ЕГЭ по химии. Согласно "Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по ХИМИИ" , 34-е задание в проверяемые элементы содержания включает "Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе". Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси"

Решим одну из задач 34-го задания ЕГЭ, используя Четыре Заповеди. Каждое действие обводится зеленым овалом. Читайте внимательно и обязательно записывайте решение. После проработки статьи попробуйте самостоятельно решить эту задачу. Итак, поехали!

Задание 34

При нагревании образца нитрата серебра (I) часть вещества разложилась, при этом образовался твёрдый остаток массой 88,0 г. К этому остатку добавили 200 г 20%-ной соляной кислоты, в результате чего образовался раствор массой 205,3 г с массовой долей хлороводорода 15,93%. Определите объём смеси газов, выделившейся при разложении нитрата серебра (I). В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Особенности представленного 34-го задания: термическое разложение нитратов, качественная реакция на галогенид-ионы, частичное разложение реагента, анализ и расчеты смеси веществ.

1. Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

2. Вторая заповедь. Написать уравнение реакции.

Маленький экскурс в теоретическую химию. Разложение нитратов металлов определяется положением металла в ряду активности.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb (H) Sb Bi Cu Hg Ag Pt Au

1) Нитраты щелочных металлов (кроме нитрата лития) разлагаются при нагревании на нитрит металла и кислород:

2NaNO3 → 2NaNO2 + O2↑

2KNO3 → 2KNO2 + O2↑

2) Нитраты менее активных металлов (от щелочноземельных до меди, включая нитрат лития) разлагаются на оксид металла, NO2 и кислород:

2Mg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2↑

2Cu(NO3)2 → 2CuO + 4NO2↑ + O2↑

3) Нитраты тяжелых металлов (после меди) разлагаются до свободного металла, NO2 и кислорода:

Hg(NO3)2 → Hg + 2NO2↑ + O2↑

2AgNO3 → 2Ag + 2NO2↑ + O2↑

Нитрат серебра разложился частично. Значит, в твердом остатке присутствовало и образовавшееся серебро, и оставшийся нитрат серебра.

Серебро не реагирует с соляной кислотой, поскольку расположено в ряду активности после водорода.

С соляной кислотой реагирует только нитрат серебра. Реакция с нитратом серебра - качественная реакция на хлорид-, бромид- и иодид-ионы. При добавлении нитрата серебра в пробирки с иодидом калия KI, бромидом натрия NaBr, хлоридом натрия NaCl появляются творожистые осадки нерастворимых галогенидов серебра.

NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3 (AgCl↓ белого цвета)

NaBr + AgNO3 → AgBr↓+ NaNO3 (AgBr↓ бледно-желтого цвета)

KI + AgNO3 → AgI↓+ KNO3 (AgI↓ желтого цвета)

После написания уравнений реакций, рисуем схему процесса - в произвольной форме, как мы его представляем.

3. Третья заповедь. Сделать предварительные расчеты

Рассчитываем количество вещества HCl в исходном и конечном растворах. Разница (дельта) - это количество вещества, вступившего в реакцию с нитратом серебра. По уравнению реакции определяем количество вещества нитрата серебра, находившегося в твердом остатке после термического разложения.

Определяем количественный состав твердого остатка. Как было показано, в состав твердого остатка входит нитрат серебра (оставшийся) и серебро (образовавшееся после термического разложения). В предыдущем действии было найдено количество вещества нитрата серебра. Определяем его массу, и по разнице масс - определяем массу серебра.

Рассчитав количество вещества серебра, образовавшегося в реакции термического разложения, по уравнению реакции рассчитываем количество вещества выделившихся газов.

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Схема алгоритма решения традиционно составляется по вопросу задачи "Определите объём смеси газов, выделившейся при разложении нитрата серебра (I)". Определяем общее количество вещества газов, затем по известной формуле определяем их объем.

Задача решена, но расслабляться еще рано! Попробуйте самостоятельно решить задачу, по памяти. Таких попыток должно быть несколько, пока задача не станет понятной и очевидной. Предложенная тактика основана на выражении Конфуция: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму".

А теперь - обещанный сюрприз! Когда я только приступала к написанию статьи, музы категорически отказывались ко мне прилетать. Видимо, статья была чересчур серьезная, не по зубам ветреным музам-вертихвосткам. А мне без поддержки - никак не настроиться на серьезную и достаточно сложную работу. Мой верный друг-компьютер всегда под рукой, и я решила достать своими разговорами виртуального ассистента Siri. Что из этого получилось - смотрите сами. Не забывайте подписываться на мой канал и ставить лайки. Здоровья и удачи во всем! До скорой встречи на полях Яндекс Дзен!

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" - и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова