Таможня дает добро, но не в Узбекистане – эксперт о проблемах в новом Таможенном кодексе

27 August 2019

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Таможенный брокер Дильшод Хорунов поделился своим экспертным мнением касательно нового Таможенного кодекса (ТК), который был выставлен на общественное обсуждение, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Эксперт уверен, что в случае принятия документа в таком виде, в котором его выставили на обсуждение, предпринимателей ждут серьезные проблемы.

"В таможенном деле самыми "больными вопросами" для участников внешнеэкономической деятельности всегда было определение таможенной стоимости и правильная классификация товара по ТН ВЭД. Таможенная стоимость – говоря простым и понятным языком это та стоимость от которой считаются таможенные платежи, она включает в себя стоимость товара и все понесенные расходы до границы Узбекистана", – отмечает Хорунов.

Классификация товара по ТН ВЭД – говоря тем же простым языком означает код товара, по которому государство в лице президента и Кабинета Министров утверждают ставки таможенных платежей.

Согласно указу президента УП-5414 от 12.04.2018г. Государственному таможенному комитету было поручено разработать ТК в новой редакции, особо обратив внимание на:

– либерализацию таможенного законодательства, прозрачность и упрощение таможенных процедур, общедоступность в восприятии норм и исключение возможности их различного толкования.

Слово "либерализация" – освобождение от жёстких ограничений, государственного регулирования и контроля. А что мы имеем, взглянув на данный проект – хотелось бы по порядку обратить внимание на самые противоречивые и неоднозначные статьи предлагаемого проекта ТК.

1. Статья 45 "Определение таможенной стоимости товара таможенным органом", абзац 4 "Таможенный орган вправе не согласиться с выбором метода определения таможенной стоимости товара, заявленного декларантом и самостоятельно определить таможенную стоимость в случаях:

– непредставления декларантом необходимых дополнительных документов, запрошенных таможенным органом для определения таможенной стоимости товара;

– обнаружения признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными".

Слово "дополнительных документов" можно трактовать как угодно, и к таким документам можно причислять все видимые и не видимые документы. А это значит, что таможенный орган во всех случаях может затребовать даже те документы, которые декларант по определению не в состоянии будет предоставить.

Из этого вытекает, что таможенная стоимость, заявляемая декларантом, не будет принята, а будет принята та, которую таможенный орган сам определит. Возникает риторический вопрос – а какую же стоимость определит таможенный орган, ответ – даже не сомневайтесь, он определит таможенную стоимость намного выше, нежели ту которую заявлял декларант.  

Касательно "обнаружения признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными" – все то же самое, как и с дополнительными документами.

Привожу пример того, как будет действовать статья 45 предлагаемого проекта ТК на практике.

Предприниматель заключил контракт с иностранным поставщиком на поставку определенного товара, оплатил за него скажем 1000 долларов с условием поставки до границы Узбекистана. Предприниматель подает декларацию в таможню и заявляет, что данный товар стоит ровно столько, сколько он за него оплатил, то есть 1000 долларов.

Таможня не соглашается с этим и начинает либо требовать дополнительные документы, либо считает представленные документы недостоверными и в свою очередь заявляет, что аналогичный товар ранее завозился по стоимости 2000 долларов. А это значит, что таможенные платежи (сбор, пошлина, акцизный налог и НДС) будет начисляться со стоимости не 1000 долларов, а с 2000 долларов.

Доказать обратное себе дороже, жалобы и суды будут занимать уйму времени и средств, а еще дополнительные расходы на оплату склада, упущенная выгода, простой производства и т.д. Итог – предприниматель не в состоянии планировать свой бизнес, так как любой бизнес строится на расчетах, изначально предполагавшийся расчет таможенных платежей со стоимости товара с 1000 долларов возрастает до 2000 долларов.

2. Статья 79 "Основные положения и образование задолженности по уплате таможенных платежей.

Задолженностью по уплате таможенных платежей является сумма таможенных платежей, пеней и процентов:…

– доначисленных в результате проведения таможенного контроля в сроки, не превышающие трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем".

Многие годы доначисление таможенных платежей после выпуска товара в свободное обращение составляло пять лет с даты выпуска товара, и только в 2013 году были внесены изменения в существующий на тот момент ТК по которому доначисления после выпуска товаров ограничили до одного года.

Данный срок доначисления таможенных платежей равный одному году описан и в нынешнем ТК. Вдумайтесь в эту цифру – таможенный орган целый год имеет возможность для повторной проверки декларации и доначисления таможенных платежей.

Теперь этот год хотят утроить и превратить в три года. Что это означает на практике –предприниматель завез товар, провел таможенную очистку, продал товар, получил прибыль, уплатил налоги, а через года два таможня требует доначислить таможенные платежи по оформленной декларации двухлетней давности ввиду того, что допустим, как сказано было выше не были представлены дополнительные документы, которые проверяющий таможенник усмотрел, что они должны были быть.

3. Статья 84 "Взыскание задолженности по уплате таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах плательщика.

Взыскание задолженности по уплате таможенных платежей, осуществляется таможенным органом путем выставления инкассового поручения на счета плательщика. Исполнение данного инкассового поручения осуществляется в бесспорном порядке. Инкассовое поручение по взысканию задолженности выставляется таможенным органом, в случаях неуплаты:… доначисленных таможенных платежей, по истечении срока исполнения требования о погашении задолженности".

То есть говоря простым языком, в случае возникновения задолженности, скажем после выпуска товаров и повторной проверки с доначислением таможенных платежей, образовавшуюся якобы задолженность будут списывать со счетов предпринимателей в бесспорном порядке, без судебного разбирательства.

То есть одним росчерком пера таможенный орган, усмотревший что по оформленной ранее декларации необходимо доначислить таможенные платежи, без судебного разбирательства будет спокойно списывать денежные средства со счета предпринимателя.

4. Статья 133 "Сроки выпуска товаров".

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение одного рабочего дня, с момента регистрации таможенной декларации.

"Ура" скажет читатель, обращая внимание на то, что оформление декларации должно быть завершено в течении одного рабочего дня. Но не тут-то было, далее в статье указано уйма причин по которому таможенное оформление может затянуться минимум на 1 месяц, а то и более. Одна из таких причин – это таможенная экспертиза, согласно статье 262 проекта ТК срок проведения таможенной экспертизы может варьироваться до двадцати рабочих дней (а это почти месяц), а в случаях, требующих более длительного времени до двух месяцев!

Есть еще немало статьей в проекте ТК которые написаны неоднозначно, и к которым лично у меня возникают вопросы. Подведя итог по проекту ТК могу сказать, что он написан на "скорую руку", имеет достаточные основания утверждать, что принятие его в таком виде еще больше усилит такие факторы как коррупция, бюрократизм, волокита, ухудшение инвестиционного климата.

Такой важный для страны нормативно-правовой акт как Таможенный кодекс необходимо обсуждать с широкой общественностью, предпринимателями, организовывая круглые столы и семинары, так как новый Таможенный кодекс определит важный сектор экономики страны на многие годы вперед.

Слова о том, что вскоре у нас в стране примут новый Таможенный кодекс, который будет направлен на улучшение инвестиционного климата на мой взгляд далеки от реальности.

Президент нашей страны не раз говорил что нужно поддерживать предпринимателей, улучшать инвестиционный климат в стране, принимать Законы прямого действия. Как страна будет улучшать инвестиционный климат, когда обсуждают новый Таможенный кодекс, в случае принятия которого соблюдение прав и законных интересов предпринимателей сведется к минимуму, а вседозволенность таможенных органов над предпринимателями возводится на законодательном уровне.

После принятия этого документа предприниматели будут абсолютно бесправными, говоря простым языком – страна вернется в недалекое прошлое, когда предпринимателя проверяли, когда хотели и кто хотел, оформляли или не оформляли подданные таможенные декларации только на усмотрение таможенных органов, списывали со счетов денежные средства без судебных разбирательств.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.