Евгений Сивков: полномочия проверяющих из налоговой службы

Проверяющие и их полномочия

Как известно, от налоговых проверок не застрахован никто. И мероприятия эти носят комплексный характер, включают в себя массу процессуальных действий. Что в такой ситуации может делать налоговый инспектор? Какие права и обязанности в связи с этим возникают у сотрудников проверяемой компании? Остановимся на самом главном.

Ссылки на нормативные акты и судебную практику размещены в конце статьи.

Начало

Итак, принято решение о проведении выездной проверки. Помещение для ее проведения предоставляет контролерам налогоплательщик, в отношении которого проводится проверка. Если такая возможность отсутствует – проверка проводится в налоговой инспекции. Закон предоставляет налоговикам право применять во время проверки ряд процедур. Например, инспекторы могут истребовать документы у контрагентов проверяемой организации, а также у иных лиц, перечень которых в законе не конкретизирован. Значит, круг таких лиц неограниченно широк. Это могут быть те же сотрудники компании, а также банк, клиентом которого она является. А вот перечень документов, подлежащих истребованию, должен быть конкретизирован в соответствующем поручении об истребовании документов, составленном по установленной форме. Там должно быть указано наименование организации, в отношении которой в ходе проверки возникла необходимость в том или ином документе. Контрагент получит требование о выдаче документов через свою налоговую инспекцию в течение пяти рабочих дней после того, как налоговики получат поручение от своих коллег, проводящих проверку. На ответ контрагенту дается тоже пять рабочих дней. Он обязан исполнить требование или сообщить, что такими документами не располагает. Он также имеет право просить об отсрочке исполнения ввиду нехватки времени. Такую просьбу можно отправить не позднее следующего рабочего дня после получения требования. Нарушение процедуры предоставления документов контрагентом наказуемо в налоговом (штраф 10 тысяч руб.) или административном (штраф на должностное лицо от 300 до 500 руб.) порядке.

Согласно статистическим данным, опубликованным на сайте ФНС, за 4 месяца 2018 года было проведено 4000 выездных налоговых проверок. Среднее доначисление на одну проверку - 20,1 млн. рублей. За 2017 год средний размер доначислений составлял 16,1 млн., при этом за весь год было проведено больше 19 тыс. проверок.
Узнайте, готовы ли вы к налоговой проверке, ответив на 7 вопросов: https://sivkovmoskva.ru/proverki

О встречных проверках

Сразу отметим: в законе отсутствует такое понятие, как встречная проверка. Это не самостоятельный вид проверки, а лишь один из инструментов налогового контроля. И проводиться они могут как во время, так и по окончании проверки, как выездной, так и камеральной. Суть встречной проверки заключается в сопоставлении информации, полученной у контрагента организации, со сведениями, которые стали доступны инспекторам после проверки самой организации.

В ходе такой проверки инспекторы могут доказать реальность совершаемых компанией операций, законный характер проверяемых документов, уточнить характер доходов и расходов проверяемых лиц. При этом закон не ограничивает инспекторов при проведении встречных проверок ни по срокам, ни по числу тех налоговых периодов, по которым у контрагента могут быть затребованы документы. Также не подлежит ограничению и число повторных встречных проверок. То есть контрагент обязан предоставить контролерам любые документы по любым налогам за любой период. Нельзя утаить от контролеров даже персональные данные сотрудников. Но при этом решение по результатам такой проверки контрагент не получает, все материалы такой проверки содержатся в документах, которые касаются непосредственно проверяемой организации.

Однако существует принцип: все требуемые у контрагента документы должны касаться непосредственно той компании, в отношении которой проводится проверка. Это могут быть внутренние документы контрагента, но там должны присутствовать сведения о проверяемой компании. Это могут быть, к примеру, документы по поводу командировки сотрудников контрагента в проверяемую компанию или штатное расписание, которое позволяет сделать вывод: у контрагента имеется персонал, необходимый для выполнения обязательств по договору с проверяемой организацией. Если инспекция штрафует контрагента за непредставление документов, никак не связанных с проверяемой организацией, такой штраф можно оспорить в суде.

Допрашивают свидетелей

Закон не ограничивает круг лиц, которые могут быть привлечены проверяющими в качестве свидетелей. Сделаны только два исключения: для тех, кто по малолетству либо ввиду физических (психических) недостатков не имеет возможности адекватно воспринимать обстоятельства, которые могут интересовать проверяющих (малолетние, инвалиды и т.п.); для лиц, обладающих в силу своей специальности доступом к охраняемой законом тайне (адвокаты, аудиторы и т.п.).

Свидетель может быть вызван составленным в установленной форме уведомлением в инспекцию, а может быть допрошен и по месту своего пребывания. Показания подлежат занесению в протокол, форма и содержание которого нормативно закреплены. Отказ от дачи показаний возможен на основании ст. 51 Конституции РФ. Свидетельские показания даются только лично. После допроса свидетель имеет право ознакомиться с содержанием протокола, сделать свои замечания. В протоколе проставляются подписи участников процедуры. Свидетель имеет право и на получение своей копии протокола.

В протоколе допроса должна быть отметка о том, что свидетель предупрежден о последствиях отказа от дачи показаний либо уклонения от исполнения такой обязанности.

Если протокол составлен с нарушением требований закона, он не может быть использован в качестве доказательства. Это касается как формы, так и содержания документа. Об этом свидетельствует арбитражная практика.

Однако нарушением не будет являться факт проведения допроса должностным лицом, которое не принимало прямого участия в проводимой инспекцией проверке.

Интересный нюанс: как известно, проверки могут носить совместный характер, в них могут принимать участие как сотрудники ФНС, так и сотрудники ОВД. Проводить допросы имеют право и те, и другие. Но дело в том, что нормативные требования для допросов сотрудниками ОВД отличаются от тех, которые установлены для налоговиков. Их протоколы не будут рассматриваться арбитрами в качестве доказательства. Но из этого правила имеется исключение. Это ситуации, которые соответствуют нормативно закрепленному порядку взаимодействия между МВД и ФНС.

Отдельно стоит вопрос о сроках проведения допросов. Существуют ли временные рамки, за пределами которых нельзя проводить допросы, если налоговики хотят приобщить соответствующие протоколы к делу в качестве доказательств? Когда проверка окончена, то по общему правилу, допрашивать свидетелей уже нельзя. Но если по окончании проверки начинается дополнительное мероприятие налогового контроля – протокол такого допроса уже можно использовать как доказательство.

Отказ от явки для дачи показаний либо уклонение от этого ввиду неуважительных причин влечет за собой наложение штрафа в 1 тысячу руб. Дача ложных показаний – штраф уже в 3 тысячи руб.

Проведение экспертизы

Для прояснения вопросов, которые могут возникнуть в ходе налоговой проверки, контролеры имеют право назначения экспертизы. Об этом инспектор, проводящий выездную проверку, должен вынести постановление по нормативно установленной форме, которая определяет и содержание такого постановления. В том числе – основания назначения экспертизы, вопросы и материалы для эксперта.

Проверяемая компания имеет право на отвод эксперта, может потребовать назначения своего эксперта, задать эксперту дополнительные вопросы, присутствовать на экспертизе, давать свои пояснения, знакомиться с заключением. Все эти сведения должны быть занесены в соответствующий протокол, форма которого также нормативно закреплена.

И после проведения экспертизы проверяемая компания имеет право давать собственные пояснения и возражения, задавать дополнительные вопросы, а также просить проведения повторной либо дополнительной экспертизы.

Порядок оформления повторной (дополнительной) экспертизы не отличается от правил, установленных для первичной экспертизы.

Нарушение формальных требований при проведении экспертизы лишает это мероприятие доказательственной силы (например, отсутствует постановление о проведении экспертизы; организация не ознакомлена с таким постановлением; экспертизу проводил не тот эксперт, который указан в постановлении). Любое нарушение требований Налогового кодекса влечет за собой отказ суда принимать данные экспертизы в качестве доказательства.

Один интересный нюанс. Следует различать экспертов и специалистов. Специалист только содействует проведению проверки, дает налоговикам необходимые пояснения, требующие специальных знаний. А эксперт – лицо, уполномоченное проводить исследования и давать заключения. Так что специалист проводить экспертизу права не имеет. Это также будет считаться нарушением Налогового кодекса.

Специалисты привлекаются налоговиками на договорной основе, они не могут быть заинтересованными в исходе проверки лицами. Отдельного решения (и, соответственно, ознакомления с ним проверяемой организации) по этому поводу закон не требует. Обязана ли инспекция в каких-то конкретных случаях привлекать специалистов, или она может сделать это по своему усмотрению? Арбитражная практика не дает однозначного ответа на этот вопрос.

Все сказанное выше о специалистах распространяется и на переводчиков.

Что касается сроков проведения экспертизы – правила те же, что и для допроса свидетелей.

Относительно проведения экспертизы сотрудниками ОВД – правила те же, что и для проведения допросов.

Инвентаризация

Инспектор, проводящий проверку, может по собственному усмотрению назначить инвентаризацию имущества компании. Порядок проведения этой процедуры установлен не Налоговым кодексом, а подзаконным актом. Инвентаризация предполагает подсчет, взвешивание и обмер имущества, для чего проверяемая организация обязана предоставить контролерам сотрудников и инвентарь.

Руководитель инспекции (его зам) должен издать соответствующее распоряжение по нормативно закрепленной форме. В этом документе должны быть в числе прочего указаны состав инвентаризационной комиссии, имущество, его местонахождение и сроки проведения процедуры. Отдельно должна быть указана причина, повлекшая за собой инвентаризацию.

Предметом инвентаризации могут стать:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- финансовые вложения;

- производственные запасы;

- готовая продукция;

- товары;

- прочие запасы;

- денежные средства;

- кредиторская задолженность;

- прочие финансовые активы.

Нормативно закреплены и обязанности, возлагаемые на инвентаризационную комиссию. Так, она может проверять фактическое наличие имущества организации лишь с участием его должностных, а также материально ответственных лиц, а также сотрудников бухгалтерии; имущество подлежит подсчету, обмериванию и взвешиванию; все данные необходимо вносить в описи в полном и точном виде с соблюдением всех нормативно установленных формальностей.

Члены комиссии на время своего отсутствия в помещениях, где находятся ценности, имеют право опечатывать такие помещения.

По завершении инвентаризации описи подписывают члены комиссии и представители проверяемой организации. Отдельно должно быть указано на отсутствие претензий к членам комиссии.

Председатель комиссии должен на основании описей составить ведомость результатов, форма которой также установлена нормативно.

Нарушения нормативно закрепленных требований к проведению инвентаризации лишают доказательственной силы соответствующие документы. Арбитражная практика это подтверждает.

Нормативные акты и судебная практика

- п. 1 ст. 93.1 НК;

- п. 12 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309;

- приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189;

- приложение 17 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189;

- п. 3 ст. 93.1 НК;
- приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189;
- абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК;
- абз. 4 п. 5 ст. 93.1 НК;
- ст. 93.1 НК;
- ст. 7 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, п. 1 ст. 93.1 НК, письмо ФНС от 02.08.2018 № ЕД-4-2/14951;
- письма Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.05.2007 № 03-02-07/1-209, ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869;
- письмо Минфина от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246;
- определение ВАС от 09.03.2011 № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2011 № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24.01.2011 № А56-14074/2010, от 06.12.2010 № А56-13035/2010;
- п. 6 ст. 93.1 НК, ст. 2.1 КоАП;
- ч. 1 ст. 15.6 КоАП;
- п. 1 ст. 90 НК;
- приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189;
- п. 3 ст. 90 НК;
- решение ФНС от 11.04.2018 № СА-3-9/2269;
- п. 6 ст. 90 НК;
- абз. 2 п. 4 ст. 101 НК;
- постановление ФАС Поволжского округа от 20.10.2009 № А65-3412/2009;
- постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 № Ф04-8145/2008(18783-А67-34;
- постановление ФАС Московского округа от 10.11.2008 № КА-А40/8619-08;
- ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2009 № А53-1182/2009, Дальневосточного округа от 15.06.2009 № Ф03-2571/2009, Центрального округа от 25.05.2009 № А48-3866/08-17, Поволжского округа от 11.03.2009 № А12-17314/07;
- п. 1 ст. 6 Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ;
- определения ВАС от 07.05.2008 № 5948/08, от 12.09.2007 № 11096/07, постановления ФАС Московского округа от 27.01.2010 № КА-А4041/15360-09, от 28.04.2009 № КА-А40/2372-09, Северо-Западного округа от 21.05.2009 № А42-5547/2008;
- приказ МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347;
- постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009, Поволжского округа от 11.03.2009 № А12-17314/07, от 05.02.2008 № А65-19109/07;
- приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189;
- абз. 2 п. 4 ст. 101 НК;
- определение ВАС от 24.03.2008 № 4093/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.12.2007 № А29-656/2007;
- постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.10.2009 № А63-2530/2009, Уральского округа от 11.08.2009 № Ф09-5758/09-С2, Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 № Ф04-4498/2009(11788-А03-41), от 04.03.2009 № Ф04-1211/2009(1530-А81-34);
- постановления ФАС Поволжского округа от 03.04.2009 № А55-5439/2008, Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4594/2008(8820-А03-31);
- определение ВАС от 13.08.2008 № 9897/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-2346/2008(3418-А27-41), от 29.07.2008 № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Северо-Кавказского округа от 13.10.2009 № А63-2530/2009;
- постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2009 № А42-4828/2008;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.05.2009 № А15-1780/2008;
- постановления ФАС Уральского округа от 27.07.2009 № Ф09-5320/09-С3, Западно-Сибирского округа от 27.07.2009 № Ф04-4105/2009(10368-А03-49);
- постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2009 № А56-35834/2008, от 10.03.2009 № А56-22417/2008;
- постановление ФАС Центрального округа от 18.01.2006 № А68-АП-476/10-04;
- п. 3 ст. 96 НК;
- постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2009 № А56-32773/2008, Центрального округа от 12.03.2007 № А35-1683/06-С8;
- постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2009 № А33-11586/08, Московского округа от 15.06.2009 № КА-А40/5288-09, от 01.04.2009 № КА-А40/1328-09, от 05.02.2009 № КА-А40/13283-08;
- приказ Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39;
- п. 25 приложения к письму ФНС от 07.07.2016 № СА-4-7/12211;
- приказ Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39;