Кения, часть 1: История M-PESA

21 сентября, 2018
при участии Kevin Amateshe

из статьи Kenn Abuya
из статьи Kenn Abuya

M-PESA это имя в мировой истории финтеха закрепилось навсегда. Этот продукт есть и будет идеальным примером жизнеспособной финансовой экосистемы, созданной в удивительно нестандартных условиях. Настоящий шедевр, который появился благодаря мозаике уникальных предпосылок, выборов и рисков в очень конкретное время в очень конкретном месте. Экосистема продолжает эволюционировать даже в тех условиях рынка Кении, которые сама же и изменила.

Так как я не проживаю в Африке и даже не работаю с ней плотно (пока), то я поберегу читателей от собственных аналитических выводов и исследовательских работ. Вместо этого призываю послушать мой разговор с Кевином Аматеше из M-PESA, где он расскажет о том, что происходит на рынке финансовых услуг Кении, о роли M-PESA, ее прошлом, настоящем и будущем.

В продолжение видео давайте поглубже рассмотрим, что такое M-PESA.

Погрузимся немного в исторический контекст. Мобильный кошелек M-PESA появился на свет в 2007 году в качестве смелого пилота мобильного оператора Safaricom (часть британского Vodaphone), который к тому моменту уже был доминирующим оператором с рыночной долей в 77%. Safaricom получил денежный грант с определенной целью привнести финансовые сервисы в будничную жизнь кенийского народа, который никогда не пользовался банком. В то время сама идея обслуживания в банке была маловероятна для многих и многих кенийцев. Практически во всех случаях это были наличные расчеты и накопления.

Чтобы банк появился в их жизни, нужно было потратить много времени и сил. Более того, дорогое банковское обслуживание не давало ни малейшего резона им воспользоваться. И я даже не упоминаю такие тривиальные барьеры, как отсутствие у населения базовых соответствий банковским KYC или обязательный минимальный остаток на счете. Изначально M-PESA появилась как инструмент кредитования и погашения кредита для SACCO (местных кооперативов, которые хранили вклады и выдавали займы), но довольно быстро Safaricom заметил, что инструмент используется не по назначению. Так M-PESA была перерождена в инструмент денежных переводов. Эта же функция отправления и получения денег, которая подняла M-PESA на олимп финансовых сервисов, и по сей день она остается самой главной.

Что сделала M-PESA? Она расширила свою агентскую сеть, где можно было пополнить баланс мобильного кошелька наличными. Safaricom инвестировала значительные деньги в построение вездесущей сети приема и выдачи наличных на базе обычных торговых точек, маленьких торговцев, нанимала их, обучала и мотивировала. Ключ к успеху оказался именно в таких торговцев, в создании легкого и простого доступа к таким агентам. А сам мобильный кошелек в то время еще не был богат разнообразной функциональностью, по сути это был цифровой сейф для наличных денег.

Сеть агентов по приему и выдаче наличных это не что-то уникальное, такая бизнес-модель есть во всех развивающихся рынках. В России в частности эта сеть была автоматизирована и эволюционировала в то, что мы называем платежными терминалами, которые подключены к интернету, принимают наличные и мгновенно зачисляют их на счет электронных кошельков или оплачивают другие услуги. Такая сеть приема и выдачи наличных также лежит в основе международных систем денежных переводов наподобие Western Union.

Использовать M-PESA оказалось не только дешевле, чем банки, но и надежнее и удобнее, чем просто наличные. Таким образом, M-PESA вовлекла простых обывателей в использование финансовых продуктов, услуг, что в свою очередь повлияло на рост цифровой экономики и торговли в Кении.

С стартом денежных переводов довольно скоро в M-PESA появились другие сценарии использования кошелька, и его база выросла до 20.6 миллионов активных пользователей в месяц в Кении и 290 000 агентов в 10 странах. Выручка M-PESA составила 624 миллиона долларов, что в свою очередь сравнимо с уровнем GDP всей страны. Safaricom не остановился на достигнутом:

Вместе с банком CBA запустил мобильное кредитование M-SHWARI, а с банком KCB похожий на M-SHWARI продукт KCB M-PESA

Сделал возможным для мерчантов принимать оплату через кошельки Lipa Na M-PESA

Сделал электричество доступным для жителей неэлектрофицированных сельских районов с M-KOPA станциями на солнечной энергии

Создал проекты для развития сельского хозяйства (DigiFarm), здравоохранения (M-TIBA) и обучения

Запустил собственный онлайн маркетплейс Masoko

Мессенджер Bonga

И даже такси сервис Little Cab.

Кажется, Safaricom сделал то, что и Яндекс и Grab в своих регионах: начали с одного сервиса, и как только появилось достаточно пользователей сделали и все остальные.

CGAP Banking in the M-PESA Age, 2017
CGAP Banking in the M-PESA Age, 2017

Партнерство с банками и их дитя M-SHWARI и KCB M-PESA – это один из самых интересных примеров в мире. Пример того, как банки могут стать бэк-офисом, а кошельки лицом для своего пользователя. Рост открытия счетов в этих банков превзошел какую бы то ни было статистику во всех остальных банках Кении, вместе взятых. И все благодаря M-PESA. В большинстве случаев клиент M-PESA может даже не знать, что у него открыт счет в некоем банке, он просто пользуется возможностями, которые ему дает кошелек. Кажется, в этом заключается будущее банкинга скромно и незаметно вплестись в обыденную жизнь человека.

Реакция рынка и конкурентные условия во второй статье.

---------------------------------

Что за деньги (What the Money) — авторский канал Ани Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах.

Анна Кузьмина заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, одной из крупнейших компаний в индустрии финансовых технологий российского происхождения с b2c и b2b сервисами. Подписывайтесь на канал в Телеграме, в Youtube, Яндекс.Дзене, или read in English on Twitter, and Medium.

Kevin Amateshe эксперт цифровых финансовых сервисов, базирующийся в Кении, работает в M-PESA. Подписывайтесь на его Twitter.