Где твой заголовок, чувак?

Узнай, что такое ЦОНК! и воспользуйся этим, чтобы повысить эффективность своих текстов.

Может быть, ты подумал: "А что? Вдруг помидоры содержат в себе что-то такое, что повышает... креативность...". Да, чувак, помидоры действительно кое-что такое содержат, но это не совсем то, о чём ты мог подумать.

Слова о важности заголовка в тексте, наверняка, попадались тебе на глаза 100500 раз. Ты уже наслышан, что он должен быть "рабочим", "цепляющим", "продающим" и каким там ещё...?

Советов о том, как правильно писать заголовки, очень много, но я дам тебе 4 простых правила выдающегося заголовка и важный совет, которые связывают воедино всё самое главное из того, что тебе нужно знать об этом.

Когда-то я работал в журнале, и частью моей работы было писать заголовки. Поэтому то, что ты узнаешь, не передрано с каких-то других сайтов и не позаимствовано у какого-нибудь международного мэтра. Я узнал это и проверил на своём опыте. Теперь ты можешь этим воспользоваться. Я с удовольствием передаю тебе плоды своего бесценного опыта бесплатно. ;)

Как обычно, я выражаю четыре правила в одной короткой формуле. Почему я так делаю? Потому, что это удобно, и, дочитав этот текст, ты поймёшь, почему.

Итак, вот эта формула: ЦОНК!

1. Ц - цифры

Это первое правило так называемых "продающих" заголовков. Так уж устроена наша психика - из любого текста мы в первую очередь выхватываем цифры. "20 способов потолстеть за 2 месяца!", "Как бросить пить за 3 дня", "Заработай 5 000 000 всего за 15 лет!"... и сколько ещё такого на просторах интернета. Но это работает!

Конечно же, такой приём выглядит пошло (американцы про такое говорят "сheesy"). Однако это самый простой и безотказный способ зацепить внимание читателя. Известно, что в первую очередь люди просматривают заголовки, а уж потом читают, что под ними написано. Поэтому, когда мы видим в заголовке цифры, то хотим мы того или нет, но "прошивка" нашей психики работает безотказно - мы обращаем на это внимание.

Поэтому, если тебе есть, что сказать при помощи цифр - используй их!

2. О - образы

Преимущество цифр в том, что они минимальными средствами передают максимум информации. Но слова обладают тем, на что цифры не способны. Практически любое слово, и уж тем более словосочетание - это образ.

Нил ДеГрасс Тайсон (Neil DeGrasse Tyson, https://www.imdb.com) однажды очень точно заметил: "Мы всегда говорим метафорами". Любое слово - это обозначение. Но чаще всего это "многовариантное обозначение". Одно слово может иметь множество разных значений, порой очень разных. Например, солнце -это ведь и светило в небе, и светило в каком-нибудь виде деятельности (солнце русской поэзии), и тот, кто нам близок и дорог - "солнце моё".
Мы ещё не касаемся дополнительных "профессиональных", "субкультурных" и прочих значений. Моряк под "якорем" понимает одно, а психолог кое-что другое.

Сочетание слов даёт ещё более сложный образ. Но если в результате сочетания определённых слов возникает необычный образ - то это самое подходящее словосочетание для заголовка. Не стесняйся его использовать!

Поиском неожиданных словосочетаний, рождающих потрясающие образы, активно занимались русские поэты начала 20-го века. Известно, что Сергей Есенин развлекался тем, что составлял такие образы из совершенно казалось бы не сочетающихся слов. Сталь + снег = "снежная сталь". Пробегитесь даже просто по названиям его стихотворений - у него такого много (http://stih.su/rus-sovetskaya-a-sakharovu/)

3. Н - напор

Цифры или неожиданные словосочетания - это эффекты "первого и второго" уровней. Первое может практически любой, у каждого второго получится и второе. Но есть то, что умеет правильно делать только копирайтер!

Мы добавляем словам напор. Мы "заряжаем" их, пропускаем по ним ток высокого напряжения, чтобы наш читатель включился.

Эту мысль знаменитый Дэвид Огилви выразил в своём известном отзыве от "рекламной креативности": “When I write an advertisement, I don’t want you to tell me that you find it ‘creative.’ I want you to find it so interesting that you buy the product.”
(Когда я пишу рекламу, мне не нужно, чтобы вы сказали "ах, как это креативно". Мне нужно, чтобы вы сказали "о, это интересно" и купили продукт".)

Поэтому мы используем прямое обращение на "ты/вы", мы активно вставляем глаголы (часто в повелительном наклонении) и убираем лишние прилагательные (а лучше и вовсе без них), мы задаём вопросы, мы интригуем и бросаем вызов.

4. К - краткость

Сестра таланта! Цифры, неожиданные словосочетания и напор хороши только когда они точно бьют в цель. А это значит, что твой заголовок должен быть как "снаряд массового поражения" - компактный, но мощный.

Краткость и простота идёт рука об руку, но эти понятия не перекрывают друг друга. То, что просто, не обязательно кратко, а краткое не всегда просто. В действительности у них есть третий, "невидимый спутник" - изящество. Или попросту красота. Ведь именно этим кратким словом мы оцениваем нечто, что нам нравится с первого взгляда - "Красота!".
Создать эту красоту непросто, для этого нужны мастерство и немного таланта. Или много. Подумай над тем, что сказал Leonardo Da Vinci: "Simplicity is the ultimate sophistication."

Будь краток. Выражай хорошо продуманную мысль чётко и лаконично.

Хороший заголовок во многом подобен слогану. Если ты умеешь сделать заголовок похожим на слоган - сделай это!

Когда получится реализовать всё это или хотя бы часть этого - произойдёт тот самый "цонк!" в голове читателя, который тебе нужен. Цонк! - и читатель включился.

И напоследок - обещанный важный совет. Всегда смотри, где находится твой заголовок. Я имею в виду не положение на странице, а ту окружающую среду, в которой он появляется перед глазами читателя. На ресурсах быстрых покупок или полезных советах цифрам из первого пункта самое место. Но если они появляются в статье, предназначенной научной интеллигенции, то здесь они должны выполнять совсем другую роль. Любителей журнала MAXIM напором не испугаешь, но в сообществе вегетарианцев чуть перегни палку - и газели разбежались кто-куда.

p.s. А что касается помидоров... их ярко оранжево-красная кожица с чарующим блеском - это тот самый цвет, который наш мозг быстрее всего выхватывает во всей цветовой гамме. Просто физиология, ничего личного.

Спасибо, что читаешь это. Подписывайся, чтобы не пропустить ещё чего-нибудь интересного.