БТР-152 — советский бронетранспортёр

31.07.2018

БТР-152 — советский бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151.

Принят на вооружение ВС Союза ССР в 1950 году. Бронированный транспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 года по 1955 годы. Производство других модификаций продолжалось до 1962 года. Всего на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. Находился на вооружении Вооружённых сил России до 1993 года.

История создания

Параллельно с разработкой бронетранспортёра Б-3 на Заводе имени Сталина под руководством ведущего конструктора Б. М. Фиттермана на базе полноприводного грузовика ЗИС-151 был разработан бронетранспортёр ЗИС-152. В мае 1947 года были изготовлены два опытных образца машины, а в 1950 году бронетранспортёр был принят на вооружение под обозначением БТР-152.

СГМБ (СГ-43) на БТР-152, 1968 год.
СГМБ (СГ-43) на БТР-152, 1968 год.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трёх отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.

Силовое отделение

В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.

Отделение управления

За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу.

В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.

Боевое отделение

В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемёт, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.

Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт СГМБ, установленный на специальных гнёздах вертлюжных кронштейнов. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет до 2,3 км. Питание пулемёта ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Возимый боекомплект составляет 1250 патронов.

Средства наблюдения и связи

Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днём дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 на ходу и 15..17 на стоянке.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л.с.

Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.

Ходовая часть

Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.

Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью.

На машинах выпускавшихся с 1947 по 1955 годы устанавливались колёса аналогичные автомобилю ЗиС-150, но имевшие внедорожный рисунок протектора шин. На машинах выпускавшихся с 1956 по 1962 годы устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗИЛ-157.