Первый Су-57 в ВКС: почему Россия не строит свой новейший истребитель сотнями как США?

В начале февраля стало известно, что первый российский многоцелевой истребитель 5-го поколения Су-57 поступит в ВКС уже в текущем году. Ещё один экземпляр военные получат в 2020 году. А до 2025 года число Су-57 в войсках возрастёт до 15 единиц. Для сравнения, начальные закупки Пентагоном своих F-35 превысили 100 штук. В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему отечественная армия не заказывает новейший истребитель в аналогичных количествах?

Ответ заключён сразу в нескольких факторах, а главный из них – принципиально отличный подход к разработке, испытаниям и закупке новинок, особенно в авиации.

Секрет американского «успеха» кроется в 40-х годах прошлого века. После вступления США во Вторую мировую войну вдруг выяснилось, что американская авиация уступает японской. Именно в начальный период ВВС понесли самые серьёзные потери, как это случилось и с СССР.

У Штатов уже были отличные самолёты, которые должны были изменить баланс сил, но они проходили многочисленные испытания. Чтобы соблюсти все протоколы, а заодно насытить авиацию новыми самолётами, было решено совершать закупки по схеме «сэндвич». Она подразумевала, что новейшая техника будет массово производится уже в тот период, пока идут испытания. А как только все формальности будут соблюдены, самолёты тут же отправлялись на фронт. В военное время «сэндвич» подход себя оправдал, тем более, что авиация того периода была относительно простой.

Но вскоре началась Холодная война. Чтобы «догнать и перегнать» советскую промышленность Пентагон решил сохранить старые методы. Они позволяли как и прежде закупать новейшие самолёты крупными партиями сразу же после завершения испытаний. Вот только техника с годами всё усложнялась, а после испытаний в конструкцию вносилось всё больше изменений. Как результат – сотни новых самолёты требовали серьёзной модернизации сразу после покупки. А в ряде случаев военным даже пришлось утилизировать несколько крупных партий моделей, которые уже были построены, но завалили приёмку.

Считается, что в 80-х годах прошлого века глобальная оружейная гонка завершилась. Но в XXI веке американцы развязали её вновь, причём в одностороннем порядке. Пентагон стряхнул нафталин с «сэндвича» и заказал по этой схеме своё супероружие – истребитель пятого поколения F-35.

Уже когда в войсках было полторы сотни этих самолётов вдруг выяснилось, что военные в нём насчитали почти тысячу недоработок, а 50% парка и вовсе были не готовы к регулярным полётам. Причиной тому так и не доведённые до конца испытания. По большому счёту, даже сегодня F-35 проходит полевые испытания, только проводят их не специально подготовленные профессионалы, а простые пилоты. В то же время, все построенные экземпляры уже сегодня нуждаются в дорогостоящих модификациях.

В России же разработка, испытания и принятие на вооружение новой техники проходит по строго определённой схеме. Отечественный военный бюджет не рассчитан на «показушные» закупки самолётов, которые требуют серьёзных доработок.

Например, Су-57 уже сегодня можно было бы пустить в серию, ведь все предсерийные экземпляры успешно поднимаются в воздух и даже были испытаны в Сирии. Но они ещё так и не получили «изделье 30» - двигатель, который должен устанавливаться по замыслу конструкторов. Начинать массовое производство без него экономически нецелесообразно, в противном случае потребуется не только модернизация, но и постройка десятков двигателей «первой очереди».

На сегодняшний день известно, что «изделие 30» уже проходит испытания, в том числе и на Су-57. Но полный цикл будет завершён только к 2025 году. Только тогда можно ожидать действительно больших заказов на этот самолёт от российской армии.

Не стоит забывать, что параллельно Минобороны проводит приоритетную программу по замене всего авиапарка на новую технику. За 2018 год армия получила 126 летательных аппаратов, что увеличило долю новой техники до 74%, в текущем году ВПК поставит ещё 143 единицы, благодаря чему доля увеличится до 82%.