РОЛЬ УЧЕНИКА В АВТОРИТАРНОЙ ШКОЛЕ

Нет, я не планирую в этой статье сказать, что вновь пришла диктатура и всё плохо. Однако, обозначить определённо очевидные процессы считаю нужным.

Уже ни для кого не секрет, что корпоративный стиль управления с системой оптимизации всех процессов пришёл и в систему образования. Плюс к тому, что школа – относительно закрытая система, с присущими особенностями.

В итоге получилась достаточно ядрёная смесь корпоративного авторитаризма, и властной вседозволенности и безнаказанности, в том числе и в отношении учеников.

Во первых – ученик стал «винтиком» в системе.

Если ученик учится не достаточно хорошо, то он портит целевые показатели «корпорации» под названием Школа. По большому счёту никому не важны личные качества и особенности ребенка. Так интересы дела (учебного процесса) намного ценнее в прямом смысле этого слова.

Исходя из этого…

Во вторых – оценка, стала важнее знания.

Гнёт и давление, вводит детей в депрессию. Симпатия учителя к ученику определяется оценками, победами в конкурсах и олимпиадах. Да и родительская любовь становится условной, и одним из условий стала пресловутая «пятёрка». Причем качество знаний не особо важно, главное, чтобы было «пять».

В третьих – страдает социализация.

Одним из важных факторов устойчивости авторитарной системы является минимальное взаимодействие «винтиков». Зачастую, в школе ученики не общаются друг с другом. И дети, которые учатся в одном классе, даже не знают вкусов и предпочтений, увлечений своих одноклассников, что уж говорить о мечтах и целях. Даже выбор подарка на день рождения ребенка из класса становится проблемой, так как они не знают, что кому интересно. Поэтому подарок, зачастую, – просто конверт, а там 500 рублей…

В четвёртых – подавляется свобода выбора.

Нужен удобный ребенок, который не задает вопросы, не высказывает свое мнение. Особенно если оно отличается от учительского. А если ребенок умеет думать, и делится своими мыслями, то в школе это становится настоящей проблемой. От детей требуется четкая последовательность действий. Шаг вправо, шаг влево - это уже не то, что нужно системе. А еще лучше, если ребенок не достает учителя, делает, когда ему говорят и не делает, когда молчат. Просто идеальная машина, а не живой человек.

В пятых – а где же творчество?

Для любой авторитарной системы присуще цензурирование. Тем более в школах, где учителя, очень часто сами сильно закомплексованы, застенчивы и стеснительны и не готовы выйти даже немного за рамки их внутренних этических и культурных норм. Тогда как мир вокруг меняется очень стремительно и школьники, естественно, всегда находятся на передовице.

Например, мы были свидетелями подготовки 11 класса к выпускному. Костяк класса состоял из нормальных современных и продвинутых ребят. Но скандалы по подготовке номеров с руководством школы были ежедневными. Пока на итог ребята не сказали, что если им не дадут делать так, как они считают нужным, весь класс просто не придет на выпускной. Только тогда школа уступила и дала возможность подготовить творческие номера так, как хотели дети.

Вот так проявляется авторитарная система управления в современной школе. Причем так происходит не только в той школе, где учатся наши дети, но и во всех остальных. К сожалению, авторитаризм стал нормой в образовательных учреждениях.