История города Ирун

Ирун входит в состав провинции Гипузкоа (исп. Guipúzcoa ),

Гипузкоа на карте Испании
Гипузкоа на карте Испании

небольшой, по российским меркам город, по меркам Испании немаленький.

Самые населённые города Гипузкоа (2006)

№ Город Население

1. Бильбао 354 145

2. Витория 227 568

3. Сан-Себастьян 183 308

4. Баракалдо 95 640

5. Гечо 82 327

6. Ирун 60 261

7. Португалете 49 118

8. Сантурсе 47 320

9. Басаури 45 085

10. Рентерия 37 853

Когда-то давно-давно, в начале нашей эры, на берегу Бискайского залива был город Оиассо (Oiasso, раньше коротко называемый Easo)... К этому городу вела речка, называемая Бидасоа, что в переводе с бакского означает: "bide" - дорога, "а" - предлог направления, и Эасо - название Oiasso.

Небольшое поселение Оиассо, экспонат музея
Небольшое поселение Оиассо, экспонат музея

Название Oiasso известно благодаря классическим источникам, такие авторы, как Страбон, Плиний или Птолемей в своих текстах, уже называют этот баскский город. Археологические раскопки последних десятилетий позволили, наконец, определить местоположение Оиассо в историческом центре нынешнего Ируна.

Оиассо был важным портом так называемого Маре Экстермум , Внешнего моря, в конце I века нашей эры , что позволило транспортировать полезные ископаемые и продукцию. Оиассо был частью сети портов вдоль Атлантического побережья, среди которых выделяются в Кантабрийской части: Бригантия (Ла-Корунья), Флавиобрига (Кастро Урдиалес), Весперы (возможно, в устье Герники), Меноска (считается, это Гетария), Лапурдум (Байона) и Бурдигала (Бордо).

Также, в Оиассо была таможня, которая взимала сборы в пользу Римской Империи, 2% на товары, ввозимые в Галию, и 2,5% - на вывозимые товары..

 Расположение города Оиассо
Расположение города Оиассо
Самая старая монета Гипузкоа, создана по проекту Октавиана Августа, который умер 19.08.14 года н.э.
Самая старая монета Гипузкоа, создана по проекту Октавиана Августа, который умер 19.08.14 года н.э.
Некоторые экспонаты музея Оиассо
Некоторые экспонаты музея Оиассо

Первые раскопки в городе Ирун (в античности - Оиассо) были проведены в 1992 году, рядом c Iglesia Parroquial de Santa María del Juncal, слева от нее, в непосредственной близости, теперь находится римский музей Оисассо (Museoa Romano Oiasso).

            Iglesia Parroquial de Santa María del Juncal
Iglesia Parroquial de Santa María del Juncal
Museoa Romano Oiasso
Museoa Romano Oiasso

Следы римского присутствия были также найдены в Ermita de Santa Elena, где обнаружены урны для захоронения.

Ermita de Santa Elena
Ermita de Santa Elena

Следует отметить, что до обнаружения римских следов на севере Испании считалось, что в этих местах римлян не было... Некий Claudio Sánchez Albornoz говорил, что баски - это "испанцы без римлянизации")

Раскопки раскрыли археологические свидетельства существования порта, который затоплен водой и покрыт насыпью девятнадцатого века из-за городского использования болот. Эта комбинация воды и наполнителя позволила сохранить в отличном состоянии древесину.

  Античная пристань
Античная пристань

Наряду с тысячами кусков керамических раскопок нашли обувь, инструменты и особенно много органических останков, которые дали очень ценную информацию о том, что люди ели при жизни. Как объяснили Леонор Пенья-Чокарро и Лидия Сапата в свой книге, помимо орехов, лесных орехов и ягод, люди были снабжены всеми продуктами, присущими римскому миру. В Оиассо были привезены маслины, но, например сливы, вишня, инжир, возможно, уже были выращены на месте... Персиковые косточки, найденные в Ируне, имеют честь быть первым свидетельством этого плода на полуострове. Оиассо была коммерческой базой морских путей, из которых началось распространение товаров до долины Эбро и великой «дороги» XXXIV, Асторга-Бордо (Астурика Августа-Бурдигала). На больших расстояниях плоды перемещались в жидком или сухом состоянии.

Археологи считают, что под современным Ируном находятся древнеримский амфитеатр и форум, храм, дома ...

Оиассо был не только портом, это был еще и горный город. Богатство запасов полезных ископаемых Бидасоа было известно с римских времен. Его эксплуатация продолжалась в средние века и достигла двадцатого века, поскольку состав минерала был подходящим для производства стали Бесемера. Это привлекло английские компании Hematite Iron Company Limited и Bidasoa Iron Company Limited, к которым присоединились Бидасоа железная дорога и горнодобывающая промышленность.

После добычи, полезные ископаемые начинали свой путь - либо в близлежащие города для дальнейшей обработки, либо - в печи, что на фото ниже.

Minas de Irugurutzeta
Minas de Irugurutzeta
Minas de Irugurutzeta
Minas de Irugurutzeta
Minas de Irugurutzeta
Minas de Irugurutzeta

Руда из этих печей отправлялась на металлургические заводы Бельгии и Германии по железной дороге.

Сейчас до Minas de Irugurutzeta можно доехать от Музея Оиассо.

Такой транспорт возит людей от Музея Оиассо до Minas de Irugurutzeta
Такой транспорт возит людей от Музея Оиассо до Minas de Irugurutzeta

01 июля 2018 года мэрией города Ирун в googleplay размещено приложение

Irunberdea - Irugurutzeta, показывающее принцип работы печей. Посмотреть можно здесь: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.TempoGrafix.BidasoaAktiba&hl=es_419

Ирун римским городом был до VIII века.

До 1200 года Ирун принадлежал Королевству Наварра, присоединившаяся в том году к Кастилии. Первое письменное упоминание «Ирун» содержится в письме от 18 апреля 1203 года.

Из-за своего стратегического положения город страдал от многочисленных нападений соседних королевств, его жители всегда должны были быть готовы встретиться с врагом. Для лучшей защиты границы Бидасоа, в 1512 году Fernando el Católico приказал построить замок, который мы знаем сегодня как « Gaztelu Zahar », и который был разрушен Карлосом V в 1539 году, прежде чем завершится строение замка, чтобы помешать ему стать твердыней врага в случае оккупации. К слову, этот замок находится не в самом Ируне, а в соседнем городе Hendаye...Возможно, раньше это были земли Ируна (Оиассо).

Gaztelu Zahar
Gaztelu Zahar
Gaztelu Zahar
Gaztelu Zahar

Что интересно, в Байоне (Baiona, 40 км от Ируна) есть очень схожее по названию строение - Gaztelu Zaharra

Gaztelu Zaharra
Gaztelu Zaharra

Самым запоминающимся событием столкновений с соседними государствами была победа над французами 30 июня 1522 года в битве при San Marcial. В 1564 году была установлена ​​колонна Сан-Хуан Харрия (columna de San Juan Harria), по мнению некоторых авторов, чтобы вспомнить воинственные подвиги, согласно другим,- как символ независимости относительно Фуэнтеррабиа. Колонна заменена в 1850 году.

Сolumna de San Juan Harria (в центре)
Сolumna de San Juan Harria (в центре)
Сolumna de San Juan Harria (слева)
Сolumna de San Juan Harria (слева)
columna de San Juan Harria, фрагмент
columna de San Juan Harria, фрагмент
Старый Ирун, слева  - Autamiento, мэрия Ируна, прямо - columna de San Juan Harria
Старый Ирун, слева - Autamiento, мэрия Ируна, прямо - columna de San Juan Harria

Но что известно совершенно точно, так это то, что в честь этой победы при Сан Марсиале была построена Ermita de San Marcial, которая до настоящего времени возвышается на горе на окраине города.

Ermita de San Marcial
Ermita de San Marcial
 самые старые фото, что нашла, но в 1805 году Ermita de San Marcial была  перестроена, скорее всего, на фото уже перестроенный вариант..
самые старые фото, что нашла, но в 1805 году Ermita de San Marcial была перестроена, скорее всего, на фото уже перестроенный вариант..
Ermita de San Marcial
Ermita de San Marcial
Ermita de San Marcial
Ermita de San Marcial
Ermita de San Marcial зимой
Ermita de San Marcial зимой
Ermita de San Marcial
Ermita de San Marcial

До независимости, дарованной Королевским указом Карлоса III от 27 февраля 1766 года, город Ирун (Irun), хотя и обладал собственной юрисдикцией в политической, экономической и военной сферах, зависел от Фуэнтеррабиа (Fuenterrabía) в гражданском и уголовном отношении, поддерживая многочисленные судебные процессы с соседним городом, который систематически выступал против Ирун-Уранцу (по делам о строительстве каменных домов, торговле зерном, использованию общих земель, установлению ловушек лосося и т. д.).

Еще одна из славных вех в истории Ируна - вторая битва в Сан-Марсиале в 1813 году, которая положила конец войне за независимость и в которой испанско-англо-португальские войска во главе с герцогом Веллингтонским изгнали из Испании наполеоновские войска.

план войны
план войны
план битвы при Сан Марсиаль
план битвы при Сан Марсиаль

После окончания войн с Францией, Ирун расширяется, окончательно устанавливается таможня (1841 г.); начинает строиться железная дорога (1863 г.) и устанавливаются вспомогательные предприятия железнодорожного оборудования; интенсифицируется добыча полезных ископаемых благодаря созданию специального поезда для их перевозки (1880 г.); строятся мосты через реку Бидасоа для связи с Францией ... Все это способствовало иммиграции работников.

1840 год
1840 год
Вид на Ирун, конец XIX века
Вид на Ирун, конец XIX века
Интернациональный мост через Бидасоа
Интернациональный мост через Бидасоа
1903 год
1903 год
Поезд "Торо", начало ХХ века
Поезд "Торо", начало ХХ века
Мэрия Ируна в начале 20 века
Мэрия Ируна в начале 20 века
Мэрия Ируна 1903 год
Мэрия Ируна 1903 год
конец XIX - начало XX в.в.
конец XIX - начало XX в.в.
Iglesia Parroquial de Santa María del Juncal, начало ХХ века
Iglesia Parroquial de Santa María del Juncal, начало ХХ века
Фиестас де Сан Марсиаль, 1903 год
Фиестас де Сан Марсиаль, 1903 год
Calle de Santiago y Bidasoa
Calle de Santiago y Bidasoa
San Marcial, 1922 год
San Marcial, 1922 год
Мост во Францию, Беобия
Мост во Францию, Беобия
Новый мост через Бидасоа
Новый мост через Бидасоа
Мост через Бидасоа
Мост через Бидасоа
Пасео де Колон, начало ХХ века
Пасео де Колон, начало ХХ века
13 июля 1913 года, в тот же день, когда было открыто расширение «Топо» в Хендай, в окрестностях станции Ирун столкнулись два поезда.
13 июля 1913 года, в тот же день, когда было открыто расширение «Топо» в Хендай, в окрестностях станции Ирун столкнулись два поезда.

Несмотря на развитие Ируна, с 1874 года действовали Таможенные Распоряжения, которые запрещали установку всех видов отраслей промышленности на расстоянии менее десяти километров от границы, ограничивающие рост производственных мощностей города. Эти ограничительные меры постепенно ослабевают, и, после 1932 года, начинается реальное промышленное развитие Ируна.

Во время гражданской войны в Испании (исп. Guerra Civil Española; июль 1936  — апрель 1939) город был осаждён националистами и после упорного сопротивления капитулировал в сентябре 1936 года. Ирун был сожжен, разрушено 153 здания, 252 магазина, а также объекты промышленности.

1936 год
1936 год
1936 год
1936 год
1936 год
1936 год

В период между 1936 и 1975 годами Испания находилась под управлением диктаторского режима Франсиско Франко.

Мэрия во времена Франко
Мэрия во времена Франко
1943 год
1943 год
1948 год
1948 год
Беобия, мост во Францию,1940год
Беобия, мост во Францию,1940год
Граница с Францией, 1948 год
Граница с Францией, 1948 год
Ирун, Проспект Франции, около 1940 года
Ирун, Проспект Франции, около 1940 года
Пасео де Колон, примерно 1939 год
Пасео де Колон, примерно 1939 год
Пасео де Колон, 1950
Пасео де Колон, 1950
1954 год
1954 год
Граница с Францией, 1955 год
Граница с Францией, 1955 год
1955 год
1955 год
Парк, 1960е..
Парк, 1960е..

Через два десятилетия после реконструкции города и восстановления фабрик и постройки новых, Ирун испытал беспрецедентный экономический бум, начиная с конца 50-х годов, сюда стремится большое количество иммигрантов со всей территории испанского государства. Так, в 1950 году население Ируна составляло 12 000 жителей, а в 1970 году - превысило 45 000 человек (на 2013 год население немногим больше 61 000 человек).

примерно 1960 год..
примерно 1960 год..
Пасео де Колон, 1957 год
Пасео де Колон, 1957 год
Пасео де Колон 1957 год
Пасео де Колон 1957 год
Граница с Францией, 1960 год
Граница с Францией, 1960 год
Avenida del Generalisimo Franco, 1960
Avenida del Generalisimo Franco, 1960
Avenida del Generalisimo Franco, 1960
Avenida del Generalisimo Franco, 1960
Площадь Испании, 1970год
Площадь Испании, 1970год
Ирун, 1975 год
Ирун, 1975 год
курс ПДД, 1970е..
курс ПДД, 1970е..

Считается, что во времена правления Франко баскский язык был запрещен. Но, прочитав некоторые источники я приведу некоторые примеры обратного.

Хотя обучение на баскском языке в школах, вещание СМИ на баском запрещались, люди всё равно общались на родном им языке. Литературный журнал Verbigracia, 1948г. ,(с 1950 года - Egan) был полностью написан на баскском. Другим примером является чемпионат берцоларицы (поэзии), который поднимает « Еузко газеди» с 1949 года.

Диктатура развивалась с течением времени, к 1960 году становясь относительно более открытой и менее репрессивной. В течение следующего десятилетия отношение к баскскому языку стало более позитивным, хотя, возможно, прилагательное преувеличено. Следовательно, плакаты «25 urte pakea» или новости (Radio Popular, Diario Vasco и т. д.) или публикации на баскском, такие как Zeruko Argia(1963), Anaitasuna (1967) или Agur (1972). Другие инициативы были полуоткрытыми, такие как икастола (первый появился в 1954 году). Это также увеличило выпуск книг на баскском (между 1900 и 1939 годами было всего 1000 работ, а во время диктатуры превысило эту цифру, хотя и основная масса выпустилась в последние десятилетия) и создало ярмарку Дуранго в 1965 году. Не говоря уже, конечно о музыке, Микель Лабоа, Бенито Лертксунди или Эз Док Амаиру. Euskaltzaindia, которая выжила благодаря усилиям националистов и священников. Все это сделало возможным культурный ренессанс баскского, который не был обусловлен режимом, а частными инициативами граждан и ассоциаций.

В 1975-1990 годы Ирун живет размеренной жизнью...

1982 год
1982 год
Праздник Сан Марсиаль, 1982года
Праздник Сан Марсиаль, 1982года
Возвращение спортивной команды "Бидасоа", первый чемпионат в первом дивизионе, 1987год
Возвращение спортивной команды "Бидасоа", первый чемпионат в первом дивизионе, 1987год
Празднование Сан Марсиаль 1992год
Празднование Сан Марсиаль 1992год
Фиеста, пиротехническое шоу, 1993год
Фиеста, пиротехническое шоу, 1993год

Сегодня Ирун - это небольшой красивый городок, благодаря своему расположению на границе с Францией привлекает многие транспортные компании располагать здесь свои офисы.

Высокое здание - Транспортный центр Ируна (более известсно здание по названию транспортной компании Zaisa, расположенной там же), еще один символ города, расположен в районе Беобия, что на самой границе с Францией
Высокое здание - Транспортный центр Ируна (более известсно здание по названию транспортной компании Zaisa, расположенной там же), еще один символ города, расположен в районе Беобия, что на самой границе с Францией
Транспортный центр Ируна
Транспортный центр Ируна
Транспортный центр Ируна
Транспортный центр Ируна
Транспортный центр Ируна
Транспортный центр Ируна
Транспортный центр Ируна внутри
Транспортный центр Ируна внутри
Транспортный центр Ируна внутри
Транспортный центр Ируна внутри
Транспортный центр Ируна внутри
Транспортный центр Ируна внутри
транспортные полигон в Ируне, коих множество
транспортные полигон в Ируне, коих множество

В Ируне до сих пор празднуется Сан Марсиаль (традиции этого праздника расскажу в отдельном посте, это не быстро).

празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль
празднование Сан Марсиаль

Также здесь проходят ярмарки, празднования, шествия и театральные постановки в римском стиле:

Ирун, Ондаррибия и Андай образуют конурбацию бухты Чингуди (Txingudi).

На этом, разрешите откланяться :)