Стеклянная тара. Ошибки маркетинга, за которые нужно платить?

8 October 2018

Стеклянная тара. Ошибки маркетинга, за которые нужно платить?

Все-таки наша жизнь стала лучше! Однозначно. То самое фантастическое «Завтра» незаметно наступило. Конечно, для нас не так ярко выражен контраст изменений, потому что мы не перемещались на машине времени как в фильме «Назад в будущее», мы проходили этапы плавно и постепенно. Так и настало «Другое Время». Автомобили приобрели какие-то другие, фантастические формы, появилась техника и инструменты: пылесосы – которые сами пылесосят, молотки – которые сами забивают гвозди! Разве это не чудо?

Подтянулся сервис. Если раньше, вечером за хлебом нужно было ехать на такси (вспомните фильм «Бриллиантовая Рука»), то теперь минимаркет-супермаркет практически в каждом дворе, «режет глаза изобилием».

Ах, если бы научиться радоваться и довольствоваться простыми приятными мелочами. Ах, если бы человек не был бы так, сильно устремлен к перенасыщению.

Конечно, эволюция основывается на множестве креативных идей, многие из которых отмирают, и только избранным удается развиться. И не следует путать, множество креативных идей, с «эффектом толпы», бездумным и безрассудным тиражированием стандартных приевшихся штампов. «Низкие цены», «распродажа», «акция», «только один день» - не жизнь, а сплошной Новый Год. Но мы немного отошли от темы.

И так, развитие очевидно. Другой вопрос о том, как можно охарактеризовать деятельность для развития? Иначе как агрессивной, данную политику не назовешь.

Минимаркеты – открываются как грибы. Продукция в них – пестрит этикетками. На войне как на войне – все средства хороши – герои мультфильмов – что бы зацепить покупателя через детей, выкладки на полках – что бы обеспечить необходимую проходимость. В принципе – ничего предосудительного в этих микроманипуляциях нет. Но человек так устроен, что он не всегда может вовремя остановиться. Мало кто остался мелким дворовым хулиганом. Кто-то навсегда покончил с этим, изжив это из себя, а кто-то сильно и на много переступил черту дозволенного. Так же и маркетинг. Придумать этикетку с мультиком – это, как бы мелкая шалость. Сэкономить на упаковке – это даже можно считать прагматизмом. Но как охарактеризовать сиюминутные решения, которые оказывают влияние на несколько столетий? Глупость? Вряд ли. Преступная халатность? Скорее всего-да!

Девочка с творческими способностями, переросшая в маркетолога или дизайнера угрожает Миру? Вы не понимаете, о чем идет речь, считаете вышесказанное набором слов и фантазией? Обратите внимание в любом магазине на полку со спиртными напитками.

Продукт, который стоит 50 рублей (менее 1 доллара), на употребление которого необходимо несколько минут, продается в абсолютно индивидуализированной стеклянной таре! Которую при желании не получится запустить в повторный оборот. Эта стеклянная бутылка будет выброшена в урну через 10 минут, потом она вместе с другим мусором будет вывезена на полигон, и продолжит свое существование в Матушке Природе последующие 100 – 200 лет! Самое удручающее – это то, что такое решение Вам никто не сможет обосновать. Т.е. нет полномасштабных исследований о том, что вот эта индивидуальная стеклянная бутылка, приносит прибыли больше, чем унифицированная стеклянная тара, на которой размешены оригинальные этикетки, или сама она реализуется в специальной индивидуальной бумажной упаковке. Вы спросите: откуда такая уверенность что исследования не проводились? А потому, что предложений таких продуктов нет. Вот и получается, что сидит девушка или парень, и единственное что может – это «содрать»- эту «массовую тенденцию»: «А давайте закажем свою особую бутылку (или банку)!» Какой молодец, профессионал! Потом подключается дизайнерское агентство, разрабатывающее концепции упаковки. Их первые слова: Вы выбрали единственно правильное и верное решение разработать новую бутылку! А сами в это время бюджет на согласование подкладывают. И пошло, и поехало. Как начиналось это «Родео» – уже никто не помнит. Бутылка получилась на славу – полкило чистого стекла.

Стекловары, утирая пот – улыбаются! Работа кипит, задание выполнено.

И всех все устраивает.

А плоды их деятельности, лежат на полигонах превращая на столетия, в безжизненное пространство, самое драгоценное что у нас есть – нашу землю.

Ладно это было бы хоть во имя чего-то великого – строят многоэтажный дом, где будут жить люди – тоже уничтожают землю, или строят дороги. Можно извиниться, попросить прощения и оправдаться. Но вот так ни за что и не для чего…

Пред опережая возможные возражения:

_ _ _

На этой строке, показано примерное соотношение раздельного сбора мусора, и мусора, выбрасываемого без разделения.

Конечно, Советское «изобилие» с горлышком и без (коньячная и пивная бутылки, а еще молочная и кефирная и не стандарт перси-кола) – дополняли общий, безликий фон потребительских товаров, хотя присутствие значительной доли прагматичности в них отрицать нельзя – бутылки принимали на каждом углу, и они представляли ощутимую стоимость. В современном мире представить себе такую визуализацию продукции невозможно. Но в таких художественных творениях, которые присутствуют на полках магазинов, почему-то нас совсем покинула прагматичность. Почему если не вторичное применение, то хотя бы вторичная переработка стекла, не столь экономически целесообразна, чтобы уделять сбору стеклянных отходов особое внимание? Не основана ли эта невыгодность на расчете, что «Мать-Природа – все стерпит»?

Какие бы инновации не изобретали, изобретатели велосипедов, в трехмерное пространство изменить не получится. Поэтому логически, все эти изощренные формы, это обыгрывание трех контуров – бутылка круглая, бутылка квадратная, бутылка овальная. Дополнительно – это винная, коньячная и для шампанского. С учетом градации объемов и цветовой гаммы, полученные 50-100 видов очень просто унифицировать, и тем самым упростить возможность оборачиваемости. Далее, все эти виды не сложно протестировать в розничной торговле, индивидуализировав продукцию несением этикеток и дополнительных упаковок. А полученные результаты исследований сопоставить с динамикой продаж индивидуальной тары. Вот эти результаты и будут основанием для расчетов величины дополнительных сборов с индивидуальной стеклянной тары. Это вполне вписывается в концепцию: хочешь дополнительно выделиться – плати дополнительно.

Можно возразить – но ведь пострадают производители стекла! Как раз для производителя, для любого производителя, наименее трудозатратно и экономически выгодно производить много, но один вид продукции, чем производить множество вариаций по чуть-чуть. При максимальной унификации форм, возможно значительное снижение затрат на логистику, упаковку тары и готовой продукции. Да, при введении оборачиваемости тары возможны потери и снижение производства. Но, это потери одного частного производства или небольшое облегчение для нашей общей Природы? Кто из них более выносливый?