Весь мир – театр

31.07.2018

ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕАТРА

ЖИВОГО СЛОВА ДОМА ПИСАТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МАКАРОВЫМ ЕВГЕНИЕМ ВСЕВОЛОДОВИЧЕМ

Евгений Всеволодович, Вы являетесь идейным вдохновителем и модератором театра живого слова. Какая «подземная работа духа», взлеты и падения предшествовали созданию данной секции при Доме писателей Санкт-Петербурга?

Театр живого слова имеет глубокие корни и длинные ветви. Еще в лихие 90-е годы родилась группа близких по духу поэтов «Вольное слово». В нее входили молодые, талантливые и не зависимые от официоза поэты христианско-демократического направления: Мартын-Балалай (Евгений Макаров), Андрей Фед, Александр Брехов, почившие поэты Вильям Добровлянский, Татьяна Арбузова, политический трибун и поэт Александр Богданов и др. Мы поджигали народные сердца на площадях и улицах. Наши самиздатовские издания расходились, как горячие пирожки зимой. Помню выступления на передвижной патриотической выставке картин «Русь», где я читал свои социально патриотические «шедевры» типа:

Все Съезд, да Съезд,

Когда же въезд?

Когда же Съезд

Ворье все съест?

Прошло вот уже почти четверть века, а при встрече мои старые друзья, еще пока живые свидетели разворота перестройки вслух на память читают эти стихи. Вот это настоящее признание! Вот это, наверное, и есть то самое «Живое слово!», которое трогало каждого гражданина бывшего социалистического отечества-отечества. В этих не литературных, а живых и актуальных контактов со слушателями были свои взлеты и падения. Мы учились на этом живом опыте общения, стремились быть понятными народу, который жадно ждал перемен.

Это было начало «подземной работы духа». Постепенно вольность развернулась, исчерпала себя и переросла в систематику Театра Живого Слова. И я стал выступать самостоятельно, как театр одного актера. После уличных поэтических университетов ключевым этапом в формирования Живого слова было участие в 1989-1990г в турнире на звание «Короля поэтов» в Культурном молодежном центре в помещении легендарного кинотеатра «Север», где был первый в России кинематограф. Мне посчастливилось выиграть этот не простой турнир с большим количеством участников. Это был первый взлет.

После получения почетного звания «Короля поэтов» за чтение притч «Дети Ноевы» и «России тройка в перестройку» мне предложили небольшую роль в знаковом фильме «Рок». Затем я сотрудничал с известным режиссером Ю. Маминым, любимым учеником Э. Рязанова, в комедийных фильмах «Праздник Нептуна» и «Фонтан».

Живое литературно-речевое мастерство совершенствовалось и оттачивалось на различных литературных, арт-терапевтических и психологических выступлениях, семинарах, концертах и тренингах во многих городах СССР и за рубежом. После вступления в члены Петровской Академии Наук и Искусств (2010г.) и получения степени доктора философии (2014г.) в области психологии слова и звука (PG, МУФО), я был принят в стройные ряды Союза писателей России (2016 г). На данной «площадке» мне удалось организовать творческую литературную студию «Театр живого слова» и его друзей, которая успешно работает и по настоящее время.

Существуют ли какие-либо параллели и пересечения между Театром живого слова и Институтом живого слова, который существовал в Петрограде с 1918 по 1924 год?

К Институту живого слова моя литературная творческая студия «Театр живого слова» имеет прямое отношение. Как известно, Институт живого слова был задуман и организован актером и театроведом В.Н. Все-володским-Гернгроссом. Его главной задачей была научно-практическая разработка вопросов, относящихся к области Живого слова и связанных с ним дисциплин. Осуществлялась подготовка мастеров Живого слова различной профессиональной направленности: ораторов, служителей Фемиды, духовных лиц, поэтов, писателей,актеров, певцов.

О необходимости владением Живым русским словом в новом социалистическом отечестве очень вдохновенно и живо говорил А.В. Луначарский в своей речи на открытии института. В этом замечательном заведении работали такие виднейшие ученые и деятели культуры, как А.Ф. Кони, В.Э. Мейерхольд,, Л.Б. Щерба, Н.А.

Энгельгард, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, Ф.И. Шаляпин и др. Театр живого слова имеет глубокую связь с Институтом живого слова в идеологическом, художественно лингвистическим и духовно-оздоровительном аспектах. Какова, если можно так выразиться, степень «звезданутости» Театра живого слова? Какие популярно-известные люди, кроме Макарова Евгения, принимают участие во встречах в данном театре?

Степень «звезданутости» Театра живого слова минимальная, хотя и нам, как говорится, ничто человеческое не чуждо! Наш надежный друг– доктор биологических наук, один из организаторов Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ), родоначальник крестьянского образования в северо-за-падном регионе Юрий Михайлович Воронов. Он приложил огромные усилия для продолжения традиции крестьянского образования и вместе сединомышленниками организовал в г. Луге Крестьянский университет. Надо сказать Ю.М.

Воронов – старейшина (91 год!) и «мудрейшина» современной России, великий человек и знаменитый ученый-патриот. Среди известных тружеников пера – замечательные писатели, поэты и юмористы К. Мелихан, Малец Питерский, широко известный поэт — монархист Н.Н. Браун, известные художники В. Чеботарь, Р. Иванов и, конечно, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей РФ капитан 1 ранга, известный поэт Борис Александрович Орлов.

В какой степени Вы разделяете известное высказывание У. Шекспира о том, что «Весь мир-театр»? Весь мир — театр, но театр живого Божьего слова. Ибо– только от Его живого слова происходит сущностное, сердечно-духовное общение между людьми и понимание всего. Я в целом принимаю мысль «Жизнь – театр, а мы в ней актеры», но с оговоркой. Мы должны научится играть и изменяться, не изменяя себе во Христе, Быть не во зле (возле!) Него, а в совершенном, в Нем! По моему мнению, именно об этом говорил талантливый писатель-сатирик А.А. Иванов в популярной телепередаче «Вокруг смеха».

Быть может, допустимо и некоторое смиренное проигрывание других ролей. Однако– только для всеобщего блага, в целях художественного указания путей духовного преображения и спасения. Каковы оздоровительные и социально-политические функции юмора и сатиры? Быть может, стоит серьезно подумать о возрождении института шутов в нашем Отечестве?

В смехе все очевидно и все – тайна. Согласно данным клинической медицины, смех усиливает приток крови к головному мозгу и ослабляет мышечно- стрессовые напряжения. Смех и пир с употреблением вина как крови Христовой крупные элементы производства и удержания человеческого в человеке.

Особенно острым и глубоким чувством юмора обладают представители самого мифологизированного этноса. Кстати говоря, мудрость по-еврейски называется «хахам». Отсюда произошло слово «хохма». Так что мудрость и юмор давно уже «ходят вместе».

Когда юмор теряет терпение, то становится сатирой. Юмористам бросают цветы, а сатирикам булыжники. Сатирик, живущий на гонорары большой юморист. Сатирическое звучание –огромная область комического с гротесковыми сентенциями. Смех сатиры всегда обличительный, злой и ядовитый. Задача состоит в разоблачении и уничтожении зла, которое сатирик не может победить самостоятельно. Он должен завоевать общественное мнение и мобилизовать его на борьбу.

На мой взгляд, институт шутов организовывать не надо, ибо он уже в какой-то степени существует. Пересмотрите записи выступления депутатов государственной Думы, особенно одного из них на букву «Ж». Можно сказать с определенной дозой условности, что это – талантливый и необходимый шут при президенте. Иногда он бросает плевки горькой правды Первому лицу, и не только!

И в заключении нашей содержательной беседы хочу задать Вам такой вечно-юный вопрос: что же такое, уважаемый Евгений Всеволодович, счастье и как повысить концентрацию эндорфинов на душу трудоспособного и пенсионного населения?

Что такое счастье? А послушайте внутреннюю сущность этого слова с сердечным, молитвенным вниманием! Мы слышим: 1. омофон «сейчас», 2. омофон «часть». Сейчас – это настоящее время и по-английски «present», т.е. подарок, дар. Это – изумительный дар Божий Его любимым человекам на земле, чтобы возыметь возможность духовно преобразиться для последующего духовного спасения. Остальное позвольте пояснить художественным образом своим стихотворением:

О счастье мы обычно вспоминаем,

Иль будущим оно поманит нас.

Но мы, подчас, того не понимаем,

Что счастье – есть реально и сейчас:

Вот птичка на плечо мне села в парке

И песенку чирикает свою.

Вот я кормлю зверюшек в зоопарке,

Вот дочка внучку балует мою.

Мы счастливы, коль есть о ком забота

И чувство радости,

что мы – есть часть чего-то.

А концентрация эндорфинов на душу трудоспособного и не трудоспособного населения увеличится многократно, если увеличить оплату труда и пенсию, хотя бы в 2 раза и оставить срок выхода на пенсию на прежнем уровне, сняв «стружку» с доходов нуворишев в виде прогрессивного налога. И вернуть награбленное толстосумами у народа из-за рубежа. Национализировать все природные углеводные ресурсы и выплачивать с них проценты людям, родившимся на российской земле.

БЕСЕДОВАЛ СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ