Vip-блондинка и vip-брюнетка советского кино

                             Николаевна Кустинская
Николаевна Кустинская

                                      Наталья Фатеева
Наталья Фатеева

Прочтя заголовок, знающие историю нашего кинематографа сразу поймут, о ком речь. О двух «благословенных» (лат.), и обеих Николаевнах – Натальях: Кустинской и Фатеевой. Хотя начало их творческого пути и было достаточно традиционным: учеба, а потом дебюты. Но на красоту и броскость их обратили внимание сразу, а после того, как в 1963г. вышли на экраны замечательно комедийные «Три плюс два», да еще и в компании с такими же, молодыми и талантливыми Андреем Мироновым (Роман) и Евгением Жариковым (Вадим) – судьбы, известность и популярность их пересеклись. За приоритет красоты и успеха у мужчин начался поединок vip-блондинки и vip-брюнетки советского кинематографа, их противостояние 1960-х годов. Об этом ниже, а пока о том, что было у них «до».

* Фатеева Наталья Николаевна родилась 23.12.1934 г. в Харькове. Росла талантливой, яркой, броской девочкой; пошла, учиться музыке и вокалу в музыкальной школе, а в легкой атлетике завоевывала золотые медали. Однако из-за своенравности характера школу музыкальную не закончила, а отнесла документы в Харьковский театральный институт. За счет броскости и таланта в 1952г. поступила, а в 1954-ом, в свои 19, вышла замуж за будущего Народного артиста СССР (1972) Леонида Тарабаринова (1928 -2008). В 1956 г. стала диктором Харьковской телестудии и – хотя делать это, учась, было нельзя – в том же году снялась в эпизодах двух своих первых фильмов: «Живет такой парень» и «Капитан старой черепахи». За что из института ее отчислили, решение ехать в Москву она приняла, а поскольку муж сие не одобрил – в 1957г. подала на развод и уехала.

В том же, 1957г., успела создать позитивный образ Аллы Краевой – дочери советского директора шахты в «Случае на шахте восемь», а, приехав, отнесла документы во ВГИК. В 1958г. мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой закончила, но, при этом, во-первых, в «Деле «пестрых» создала запоминающийся образ, давшей пощечину известному актеру Льву Полякову в роли наглеца-бандита Растягаева – позитивной девушки Лены. А во-вторых, вышла замуж за уже известного актера Владимира Басова (19231987), который, правда, на тот момент был женат (1949 -1957) на Розе Макагоновой. Но, влюбившись в юную красавицу Наталью, сделал ей предложение, в 1958 г. состоялась их свадьба, а через год на свет появился их сын, тоже Владимир – Басов.

Но супруг был очень ревнив, начались скандалы, и, чтобы ребенок не был их свидетелем, Фатеева своего маленького Володю отправила к родителям в Харьков, где он и вырос. В 1960 г. снялась в фильме «Убить человека», в 1961г. в «Битве в пути» и «Наш общий друг», рассталась с Басовым. И, наконец, в 1963г. выходят те самые, судьбоносные «Три плюс два», где она – дрессировщица Зоя, восьмой ее фильм. *А Кустинская Наталья Николаевна родилась 5 апреля 1938 г. в Москве. Отец был известным куплетистом-чечеточником, затем директором «Мосфильма», мама Мария Вдовенко пела на эстраде, были они очень гостеприимны и в их квартире на Малой Бронной бывали Клавдия Шульженко, Лидия Русланова и Изабелла Юрьева.

Наташа переняла от родителей лучшее: от мамы – красоту, хороший слух и голос, от отца – артистизм и веселый нрав, отлично декламировала, пела и танцевала, и родители отвели ее в школу не обычную, а музыкальную им. Гнесиных. Школу по классу рояля успешно окончила, а в 1956г. с легкостью поступила во ВГИК,    где училась на курсе великих МХАТовских актеров О. Пыжовой и Б. Бибикова. И также, как и Фатеева (заочное соперничество, можно сказать, уже началось), в свои 19, в 1957г. вышла замуж (19571966) за тоже известного в будущем кинорежиссера Юрия Чулюкина (19291987). Однако брак был счастливым только в начале, супруг ревновал, ибо в юную красавицу-жену трудно было не влюбиться еще кому-то, и, как бы, в «наказание» не стал снимать ее в своих фильмах. В 1959г. – «Неподдающиеся», в 1962 – «Девчата» (предпочел Н. Румянцеву, ибо Наталья была слишком эффектна), а в 1963 – «Деловые люди». А снимать красивую студентку в роли Маруси в культовой драме «Хмурое утро» («Хождение по мукам») в 1959г. начал Григорий Рошаль.

Отказать она не отважились, хотя студентам ВГИК (как в Харькове и Фатеевой) строго-настрого запрещалось выходить на съемочную площадку до вручения диплома. После выхода фильма прозвучали первые хвалебные отзывы о мастерстве восходящей звезды советского кинематографа, и в 1960г. она снялась в эпизодах еще 2-х фильмов. В 1961г., уже дипломированной, снялась в «Годы девичьи», в 1962 – «После свадьбы» и «Увольнение на берег». И, наконец, как и Фатеева, снялась в седьмом своем, ставшим судьбоносным, фильме «Три плюс два», где она – киноактриса Наташа. * После «Три плюс два» слава к обеим пришла оглушительная, а звезды их противостояния – и для них, и для всей страны – зажглись уже по-настоящему, и надолго.

С большими, огромными, в том числе, успехами у самых разных мужчин. Начиная с того, что, как бы в «продолжение» фильма, возник страстный, но непродолжительный роман Фатеевой с Андреем Мироновым (1941), а за Кустинской продолжил «ухаживания» уже женатый Евгений Жариков (1941). Роман с Мироновым, что он, кстати, сильно переживал, скоро закончился, ибо вокруг Фатеевой возникли толпы поклонников, а белокурой красавице Кустинской приходили мешки писем, открытки с ее изображением многотысячными тиражами продавались в киосках «Союзпечати». Она стала, фактически, «Советской Брижит Бардо», настоящим секс-символом и нарасхват была у режиссеров. Однако помешало невезение. Леониду Гайдаю, предложившему сниматься в главной роли в его легендарной «Кавказской пленнице» – она отказала, ибо на тот момент, без единой пробы, была уже утверждена на съемки в военной драме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»».

Однако из-за заболевания воспалением легких сняться не смогла и там. А вот у Фатеевой все шло только в гору. В 1964 – 3 фильма, 1965 – 2, из которых помнится в образе директрисы Марины Николаевны в «Детях Дон Кихота», и, особенно, Люси в первой серии «Здравствуй, это я!». Популярность у мужчин была бешеная, и из самых именитых своих поклонников выбор она решила остановить на космонавте № 9, Герое Советского Союза, враче Борисе Егорове (1934 -1994). Даже, несмотря на то, что он был женат и имел сына Бориса (1962г). И вскоре Егоров, так же как и ранее Басов, разводится и женится на Фатеевой, и в браке (1965 -1971), в 1969г., родилась дочь, и тоже Наталья – Егорова. И, кроме того, из Харькова в Москву она забирает сына, но не домой, а отдает в интернат, и мальчик лишь изредка попадал в новое жилье матери и ее мужа-героя. Из-за семейной жизни произошел определенный перерыв в съемках, и вышли только: в 1968г. – 2 фильма, 1970г. – два, из которых помнятся «Песни моря» (Нина Денисова), и 2 – в 1971г., один из которых «Джентльмены удачи» (дочь профессора Мальцева – Людмила) Однако из-за сложностей характера в 1971г. происходит и разрыв с Егоровым. Причем так распорядится судьба, что расставание, по разным причинам, с Егоровым, станет определенным Рубиконом, после которого начнутся не лучшие страницы биографии – для обеих.

Пусть и далеко не одинаковые, но, все равно, не лучшие: сейчас, в 1971г. – для Фатеевой, а много позднее, в 1991г., и для Кустинской. * О страницах этих позднее, а пока о том, что было до них в биографии Кустинской. В 1965г. она снялась в «Спящем льве», в 1966г. в «Королевской регате», в роли стюардессы Алены, у своего, наконец, супруга Чулюкин, но это стало и финалом их семейной жизни. Узнав, что Юрий покусился еще на одну, кроме нее, даму, Наталья собрала вещи и ушла. И как-то после этого стала схо-дить и артистическая карьера – Кустинская немало уделяла времени своей личной жизни, пользуясь, по-прежнему, у мужчин огромным успехом – да таким, что французский таблоид «Candide» включил ее в десятку красивейших актрис мира.

В 1968г. второй раз вышла замуж за сотрудника Министерства внешней торговли СССР Олега Волкова (1940г.р.), который ради нее тоже развелся с женой. Отношения были прекрасные, в 1970г. родился их сын Дмитрий (о сложной судьбе которого ниже), однако внимание И. Смоктуновского, А. Баталова, М. Магомаева, который вроде даже был готов сделать предложение – вело к катастрофе разрыва. Олег очень переживал, подумывал о самоубийстве, но Наталью, все-таки, отпустил. Видел, что перед ней открываются перспективы доказать Фатеевой свои преимущества на фоне Б. Егорова. От нее, vip-брюнетки он ушел, а к ней – vip-блондинке Кустинской, отдавая приоритет – пришел. В 1971г. происходит третий – и самый удачный, на целых 20 хороших, успешных семейных лет (1971 -1991) – в жизни Натальи брак.

Успешный, в том числе, и потому, что со временем Егоров усыновил Диму, и он стал Дмитрием – не Олеговичем, а Борисовичем, и не Волковым, а Егоровым. И, кстати, удачи пришли и к нему: в 1983г. он снялся в единственной своей роли – предателя и подлеца Димы Сомова, в которого влюблена, и собой прикрывает Лена Бессольцева в «Чучеле». Роль эта как-то прорицательски негативно скажется потом на его судьбе, а сама мама – Кустинская, в эти, 1969 -1989 годы, снялась только в 13 фильмах. Точнее в их эпизодах, из которых помнится особенно «любовница режиссера Якина» в «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Помнятся: дочь Лахновского Полина в сериале «Вечный зов» (1973-1983), и, быть может, актриса Сильва в «Мой папаидеалист» (1980). Последней ролью в 1989г. стала мама Веры в «Светике», а затем началась, уже, фактически, нескончаемая цепь роковых несчастий и неудач. В мюзикле «Целуй меня, Кэт», неудачно спрыгнула с лестницы и получила тяжелый перелом бедра.

После длительного лечения, когда выводила своего сенбернара, тот потянул, скатилась вниз по лестнице – и перелом позвоночника. Но и это еще не все. Проживая в малогабаритной двухкомнатной квартире во Вспольном переулке, д. 16., ее, успешно протекавший 20 лет брак с Б. Егоровым, в 1991г., здесь на грустной ноте закончился. Он предпочел изменить с другой, Кустинская настояла на расторжении брака, и, хотя он и предпринимал попытки примирения – его не простила. Разрыв с Егоровым – и для нее, и для Фатеевой – действительно стал Рубиконом, жизнь, после которого начиналась уже другая. * В жизни Фатеевой, а с Егоровым они расстались, когда ей было всего 37 лет, и вся броскость внешности была еще в полном соку – хоть и были потом другие, не очень продолжительные романы, но, в силу, видимо, определенных строптивостей своего характера, замуж официально уже предпочла не выходить. А в кино продолжала активно сниматься.

Роли, правда, были не очень значимые, но, из-за броскости внешности, своим участием в них запоминалась. 2 фильма – 1972г., 1 – 1973, 2 – 1974, 2 -1975, 3 -1976, из которых помнится завуч Калерия Георгиевна в «Розыгрыше». 3 – 1977г. 2 -1978, 3 -1979, 1 -1980, 3 -1981, 1 – 1982, 2 -1983 (помнится Евгения Старостина в «Люди и дельфины»), 2 -1984, 1 -1985, 1 1986, 2 -1987, в числе которых «Человек с бульвара Капуцинов» (Скво, жена вождя команчей). По 1 – 1988 , 1989 и 1990. 5в 1991, по 1 – 1992, 1993 и 1994. По 2 – 1995,1996 и 2000. По 1 – 2004 и 2007. 2 -2009 и 2013 – последний, «Вагончик мой дальний» (Учетчица в лагере, Надежда). Мы уже перешли в 2000-е годы, где определенный финиш, а что все эти годы, после Рубикона с Егоровым, происходило с Кустинской? А она, несмотря на то, что уже 53, что беспокоили травмы, диабет и проблемы с суставами – путь во взаимоотношениях с мужчинами выбрала для себя, все-таки, иной, активный. И, да, привыкшая пользоваться у мужчин успехом – начала пить.

Да, от болезней и травм, становилась все более, малоподвижной и полнеющей. Да, нет работы, погасшую звезду подзабыли и перестали приглашать. Но, поклонники-то, наверное, все же остались, и, может, среди них найдутся и избранники? И таковым, четвертым уже официальным мужем, стал в 1991г. профессор МГИМО Геннадий Борисович Хромушин (1930 – 2002). С ним был домашний быт, малоподвижный образ жизни, болезни и еще больщая полнота. Но в 2002г. последовали новые страшные стрессы: от послеоперационной инфекции скончался Хромушин, и умер единственный сын Дима. Кустинская потянулась к религии, стала считать, что на ней лежит какое-то проклятие, следствием которого становились смерти ее ближайших людей (Егоров, кстати, после разлуки, через 3 года, в 1994г., тоже скончался), а источником проклятия называла Фатееву.

Почему, как казалось, и столь трагично шла и закончилась жизнь сына. В 1991 г., еще студентом, он женился и у пары родился сын, однако в семимесячном возрасте от раковой опухоли умер. Переживал Дмитрий сложно, загулял, брак распался и познакомился с Ольгой – а она была наркоманкой. Втянула и его, и причиной смерти было вроде как ею убийство. Так в чем тогда выход, спасенье, если уже 64 года и осталась совсем одна? Наталья Николаевна погрузилась в тяжелую депрессию, еще более не в лучшую сторону стала меняться внешне.

Старея, полнея и морально деградируя. И на этом моральном уровне мужчины – хоть официально, хоть и не очень, стали для нее уже просто единственным, что из этого страшного, удручающего состояния могло, как казалось, как-то вывести. Физическая близость с ними казалась панацеей, что позволит молодеть, выздоравливать. И, с этой целью, в 2004г. Наталья Николаевна находит свое благополучие в пятом официальном браке с человеком «свободной профессии» Владимиром Масленниковым (на 10 лет моложе, род. в 1948г.) Но через 5 лет, в 2009г., от рака печени, не стало и его, и она сближается с его знакомым, место жительства которого, как и чем он занимается – было неизвестно, а звался Стасом, с фамилией, под вопросом, Ванин. Которой при регистрации шестого, в биографии Кустинской, официального брака лишился, став тоже, будучи почти на 20 лет моложе – Кустинским. А реально семейная жизнь, хотя, вроде, и 2 года (2010 -2012) – так и не состоялась.

Во-первых, в 2010г. упала в ванной и травмировала позвоночник. А во-вторых, «супруг» заходил только набегами, периодически покупая продукты и какие-то вещи. Двигаться Наталье Николаевне стало, совсем тяжело, располнела, болела остеоартрозом суставов, и в 2012г., стараниями подруг, от нее, прикованной к постели, был возбужден бракоразводный процесс – и развод был оформлен. А последним – мужем уже гражданским, угасшей советской звезды, стал поэт из Ярославля Алексей Филиппов (род 1968г.), который помогал составлять мемуары. В начале декабря 2012 г. с диагнозом «пневмония» она попала в реанимацию Боткинской больницы в состоянии комы, 10 декабря перенесла инсульт, а 13 декабря ее – блондинки красавицы советского кинематографа, какой в памяти нашей она навсегда и останется – не приходя в сознание, не стало. В Храме, в узком кругу, состоялось отпевание, а похоронена была рядом со своим сыном на Кунцевском кладбище.

* И что, подводя итоги пройденного Натальей Кустинской жизненного пути, можно сказать? Лично я в Советские времена, симпатизировал, конечно, Наталье Фатеевой. Во-первых, просто по масштабам съемок: за свою длинную (1956 – 2013), 57-летнюю творческую жизнь она сыграла в 72 фильмах, за что 26 ноября 1965г. стала заслуженной артисткой РСФСР, а 25 июля1980г. – Народной артисткой РСФСР. А у Кустинской всего 22 фильма за 30 лет (1959-1989) творческого пути, и так, задним числом, когда уже давно не снималась, в 1999г. получила звание заслуженной артистки РФ. Кроме того, Фатеева всегда казалась Женщиной с глубоким внутренним содержанием, особенно после «Здравствуй, это я!» (1965), необычайно красивой, да еще и с каким-то, звонко вибрирующим, но тем, как бы и призывающим услышать себя – голосом. А образы, которые она в те годы несла – начало, безусловно, имели всегда положительное, позитивное.

Однако сейчас, когда Кустинской уже нет, скажу совсем иное, и если она за что-то и заслуживает осуждения, то вызывает, все-таки, трагизмом окончания своей творческой личной жизни, сочувствия и даже сострадания. Несправедливо, как это несправедливо, и пусть она – такая, молодая, красивая и эффектная кинозвезда Наталья из «Три плюс два» в нашей памяти навсегда и останется. А вот нынешнюю «перековавшуюся» Фатееву я просто презираю. Когда-то, в далеких образах прекрасных советских девушек и женщин – преклонялся, а сейчас – презираю Просто, не ожидал, что та, советская жизнь, вызвала в ней глубочайшую ненависть, и сразу после развала Союза, с началом так называемых «реформ», она вступила в «Демократический выбор России».

(И, кстати, нюанс, противостояние Кустинская-Фатеева продолжилось и в Октябре 1993г.: Дмитрий – сын Кустинской, был с другой стороны баррикад, и у Останкинской телебашни ранен). В 1996г. агитировала, будучи доверенным лицом, за преступника Ельцина, за что даже получила медаль «Защитнику свободной России» (1996) и Орден Почета (1999). В 1999 г. агитировала за СПС, а в 2000г., как бы на предполагаемой волне, стала, после Ельцина, и доверенным лицом его, как бы наследника – В. Путина (но, сразу скажем, на этом в ее отношении к нему был и конец) В СПС какое-то время еще состояла, а после заката перешла в так называемую «либеральную» прозападную оппозицию. В марте 2010 г. подписала обращение «Путин должен уйти», а 25 июня 2011 г. на митинге Партии народной свободы заявила о вступлении уже в эту ПАРНАС М. Касьянова.

Выразила свое отношение к сказанному В. Познером в декабре 2012г., когда он Госдуму назвал «дурой»: «Дума не просто дура. Негодяи, отрабатывающие свой харч. А вы, парнишка-кагэбэшник – мерзавец. Вам от расплаты все равно не уйти, а на ваш зомби-ящик я просто не хожу». В середине августа 2013г. вывесила на балконе своей квартиры на Фрунзенской наб. призыв к кандидату в мэры Москвы А. Навальному «НАВАЛЬНЫЙ. Измени Россию, начни с Москвы». После чего к ней пришла группа в составе участкового, представителей ЖЭК и понятых и потребовала лозунг снять. Но Фатеева – она же Фатеева! – ответила отказом, после чего лозунг был снят работниками ЖЭК.

Выражала сожаление, что гражданство у нее только российское – и проблемы куда-то выехать. А в марте 2014 г. подписала обращение российских деятелей культуры против политики президента РФ В. Путина на Украине. Отношение мое к такой Фатеевой, естественно, крайне негативное, и даже несколько совестно, что когда-то ей поклонялся. На чем повествование о двух vip-красавицах советского кинематографа – конкурировавших между собой, сразу после тех далеких «Три плюс два»: блондинке и брюнетке – заканчиваю, и помяните их, кто как захочет.

ГЕННАДИЙ ТУРЕЦКИЙ