"Не могу поверить - над моим ребенком издеваются одноклассники!"

31.07.2018

Недавно я получила письмо с таким заголовком от обеспокоенной мамы первоклассника.

"Петя - способный, очень открытый, милый и дружелюбный мальчик. Хорошо играет в шахматы, прекрасно учится, посещает секцию по теннису, опрятно одет, всегда рад и открыт детям. Как так могло произойти, что в 1 классе сформировалась группа детей, которая стала обижать и высмеивать моего совершенного мальчика?! Что мне делать, ведь сын не хочет идти в сентябре во 2 класс, но и другую школу тоже не рассматривает? Почти целый год я не понимала причин его нежелания рассказывать, как прошел день в классе, причин его поникшего настроения с утра и излишней ранимости после уроков".

... " Как могло произойти, что в 1 классе сформировалась группа детей, которая стала обижать и высмеивать моего совершенного мальчика?! "
... " Как могло произойти, что в 1 классе сформировалась группа детей, которая стала обижать и высмеивать моего совершенного мальчика?! "

Эта небольшая выдержка из письма обеспокоенной мамы наглядно демонстрирует, насколько многим взрослым сложно заметить и принять тот факт, что у их "совершенного" ребенка могут возникнуть подобные проблемы и сложности. Мы привыкли считать, что обществом всегда исключались и высмеивались несовершенные люди. Однако, жертвами травли и насмешек очень часто становятся благополучные и с виду ничем не отличающиеся от других детей ребята. Дети-изгои делятся на два типа: пассивные и агрессивные, но у каждого типа жертвы присутствует одна очень распространенная черта - это низкая самооценка и неуверенность. Сегодня мы рассмотрим ПАССИВНЫЙ тип. Такой ребенок боязлив по своей натуре - он боится отказать другим детям в чем-либо, боится не позволить унизить себя, запретить недостойное отношение к себе в виде насмешек или физического воздействия.

Что делать, если проблема уже сформирована?

НЕ ЗАМАЛЧИВАЙТЕ

Поставьте педагога в известность, что вы в курсе ситуации. Проговорите с ним пути решения конфликта, узнайте, как он намерен создать в классе здоровую атмосферу и искоренить данную проблему. Попросите не разглашать ваш разговор с ней ни при каких обстоятельствах ни детям, ни вашему ребенку.

СЛУШАЙТЕ

Станьте для ребенка слушателем. Слушайте все, что он хочет сказать, не давайте советы.

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОПЛАКАТЬ И ДАЖЕ ПОРЫДАТЬ

Позвольте ему выплакать накопленные обиды столько, сколько ему это понадобится. Займите позицию невмешательства. Всё, что от вас в такой момент требуется - это подавать ему платок, чтобы он мог высмаркиваться и вытирать слезы. Детям крайне необходимо избавляться от подобных переживаний дома в родных стенах через подобные эмоции. В противном случае, вынужденное подавление чувств усугубит проблему и усложнит процесс выхода ребенка из сложившейся ситуации.

ПРИДУМАЙТЕ ПОДУШКУ ДЛЯ БИТЬЯ

Один из отличных способов усилить выход негатива - возможность перенести физическое воздействие на неодушевленный предмет. Это может быть подушка, валик от дивана или боксёрская груша. Пусть бьёт её, рвёт, кусает, пинает так, как бы он хотел поступить с обидчиком.

ПРИМИТЕ И ПРОГОВОРИТЕ ЕГО СОСТОЯНИЕ

Когда ребенок успокоится и будет готов слушать, поговорите с ним. Дайте знать, что вы сострадаете, принимаете и понимаете его эмоции.

ВЕРНИТЕСЬ В НЕГАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

Попросите ребенка подробно описать то состояние, когда он - жертва. Спрашивайте все до мельчайших подробностей: какая у него осанка в этот момент, в каком положении находились плечи, голова, как он держит руки, присутствует ли прилив жара к голове, холод по телу или мокрые ладони... Все это важно - вам нужно помочь вспомнить все. Дальше пусть опишет реакцию других детей на подобные ситуации. Возможно, одноклассник, который иногда подвергается нападкам со стороны этой же группы, ведёт и держит себя совсем по-другому. При таком анализе, не применяйте сравнение, а помогите подвести ребенка к его самостоятельным выводам, что ему также доступна другая - более уверенная реакция на подобные конфликтные ситуации.

НАУЧИТЕ ПРОЩАТЬ

Учите ребенка благодарить и прощать внутри себя его обидчиков за опыт и возможность стать морально сильнее и крепче.

Все эти действия помогают выводить ребенка из состояния пассивной жертвы, придают ему уверенность и умение успешнее справляться с любыми нападками со стороны агрессоров