Основы фотографии. Глубина резкости

Этот материал поможет вам разобраться с проблемой резкого и нерезкого в кадре.

Глубина резкости или глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) - это диапазон расстояний на изображении, в котором предметы воспринимаются как резкие. Чаще всего глубина резкости при этом воображается людям как нечто объективное, не зависящее от наблюдателя. На самом же деле эта характеристика и существует то только благодаря наблюдателю. Идеальный объектив собирает лучи, исходящие из точки пространства предметов, в соответствующую точку пространства изображений. Так как матрица плоская, то резким окажется только определённая плоскость, а всё, что находится ближе или дальше неё, будет нерезким.

Давайте проведём эксперимент. Посмотрите на эту фотографию и попробуйте примерно определить глубину резкости на ней. Сколько будет зрителей, столько и мнений. Теперь попробуем отойти подальше от экрана и что мы видим? Фотография стала выглядеть более резкой, значит, глубина резкости зависит и от расстояния, с которого мы рассматриваем снимок.

Таким образом, глубина резкости должна была бы стремиться к нулю, но лишь в том случае, если бы человеческий глаз был идеально зорок. Из-за несовершенства глаза, до какой-то степени мы не можем отличить размазанную точку от резкой точки, вот и получается, что глубина резкости из бесконечно малой превращается в заметную.

Помимо субъективного фактора, на глубину резкости влияют ещё и объективные факторы. Слово «объективные» здесь может употребляться сразу в двух смыслах, потому что все эти факторы зависят от объектива: фокусное расстоянии, дистанция фокусировки и размер диафрагмы:

1. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Это самый часто используемый инструмент для управления ГРИП.

2. Чем больше дистанция фокусировки, тем больше глубина резкости. Наверняка вы обращали внимание, что при фокусировке на очень близких объектах, тяжело сделать их резкими – обязательно какая-то часть уходит в нерезкость. Это частая проблема при съёмке макро.

3. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Бывает довольно сложно, фотографируя на широкоугольный объектив, добиться размытого фона. Это особенно обидно в тех случаях, когда в кадр попадает слишком много посторонних деталей.

Большая глубина резкости, необходимая для точного отображения всех деталей в кадре, не всегда воспринимается как достоинство снимка. Выделение главного объекта съёмки резкостью традиционно используется в художественной фотографии как выразительное средство, наряду с перспективными искажениями. Иногда этот приём даже называют «резкостной перспективой». Если размытый фон приобретает элементы художественности, то его часто называют красивым японским словом «боке».

Многие фотолюбители долго не могут добиться такого выделения резкостью и красивого боке по нескольким причинам:

1. Чаще всего простые фотокамеры комплектуются объективами, не способными сильно открывать диафрагму до значений 2.8, 2.0, 1.4 и т.д. Между тем именно с диафрагмы 2.8 начинаются действительно значимые размытия фона. Проблема часто решается приобретением объектива с фиксированным фокусным расстоянием, у которого диафрагма может открываться до 1.8 и более.

2. Фотоаппараты низкого ценового диапазона комплектуются матрицами очень маленького размера. Это ведёт к тому, что объективы для этих матриц тоже делают с маленьким фокусным расстоянием. А чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости. Поэтому многие любители красиво размытого фона предпочитают матрицы большого размера. И чем больше, тем лучше.