Основы композиции. Как выделить главный объект.

31.07.2018

Этот материал поможет вам отделить главное от второстепенного и использовать эти знания для улучшения композиции кадра.

Когда мы видим интересный сюжет, который нам нравится, не достаточно просто взять фотоаппарат в руки и нажать на кнопку. Простая фиксация не передаст зрителю глубину тех переживаний, которые испытывал автор снимка.

Что хотел рассказать автор зрителю на этой фотографии с первомайской демонстрации? Может быть, его привлёк какой-то плакат, а может полицейская машина вдалеке или женщина с детьми, которая догоняет своих друзей? Нам это не понятно, да и автор снимка сам через какое-то время, посмотрев на эту фотографию, не сможет сказать, в чём была задумка.

Происходит это потому, что видим мы не столько глазами, сколько мозгом (если можно так выразиться). Мозг анализирует происходящее и выбирает, какие вещи для нас важны, а какие являются второстепенными. В этом нам помогает бинокулярное (стереоскопическое, объёмное) зрение, подвижность объектов, звуки, запахи и всё то, чего лишена классическая фотография.

Фотограф всегда должен сконцентрировать внимание зрителя на главном. Для этого стоит самому определиться, что именно в сюжете для вас является главным, а затем придумать, как акцентировать на этом внимание.

Самый простой способ – сделать минималистичный снимок, в котором нет ничего лишнего, а главный персонаж расположен прямо по центру.

© Eric Lafforgue
© Eric Lafforgue

Но зачастую, самый простой способ является самым скучным. И придётся очень сильно постараться, чтобы вызвать у зрителя интерес к такому снимку.

© Chema Madoz
© Chema Madoz

Другой способ, найти способы акцентировать внимание зрителя на основе привычный визуальных эффектов, которые хорошо работают в повседневной жизни. Например, можно использовать свойство глаза человека, останавливается на самых ярких световых пятнах или на участках с наивысшим контрастом.

© Alex Saberi
© Alex Saberi

Также хорошо работает выделение цветом, но такие сюжеты бываю не часто.

© Brian Skerry
© Brian Skerry

Размещение объектов на разном расстоянии от камеры и использование эффекта перспективных искажений.

© Elliott Erwitt
© Elliott Erwitt

Привлечение внимания зрителя линиями, которые приводят к главному объекту.

© Bryn Campbell
© Bryn Campbell

И не стоит забывать про технические ухищрения. Например, мы можем использовать эффект размытия на длинных выдержках.

© Rob Mould
© Rob Mould

Или с помощью маленькой глубины резкости отделить объект от пёстрого фона.

© Братья Колдуновы
© Братья Колдуновы