Риголетто без Риголетто

Накануне открытия нового 216-го театрального сезона Саратовским театром оперы и балета вспомним о том, чем примечателен сезон предыдущий.

Впервые в Саратове оперный театр провел фестиваль «Звезды российской оперы на саратовской сцене». Причем растянутый по времени – с 28 января по 24 марта этого года.

Представляем Вашему вниманию рецензию Екатерины Виничевой, посмотревшей все фестивальные спектакли.

Четыре вечера на сцене театра оперы вместе с солистами саратовской труппы выступали ведущие солисты России. Однако, чтобы написать рецензию на этот культурный проект, мне пришлось ждать почти три месяца. Ведь фестивальные вечера были невероятно удалены друг от друга!

Открылся фестиваль Вердиевским «Риголетто» 28 января! А завершился 24 марта «Тоской» Пуччини.

Сразу скажу, билеты были недорогие, от 200 до 590 рублей (самый центр партера), поэтому я смогла побывать на всех четырех спектаклях без существенной угрозы для кошелька. Да, между «Риголетто» и «Тоской» в феврале и начале марта случились фестивальные «Травиата» и «Бал-маскарад» Верди.

Итак, руководство фестиваля в лице худрука театра Юрия Кочнева избрало достаточно банальный ход – приглашать для участия в спектаклях по два гастролера из столичных театров России. Но тут один нюанс. Или в целях экономии средств на гонорары гостям, или для того, чтобы дать возможность саратовским солистам выступить вместе с приглашенными, как минимум одна из главных партий неизменно оставалась за Саратовом.

Поясню, к примеру, в «Риголетто» 28 января заглавную партию исполнял саратовец – заслуженный артист России Роман Гранич, приглашенные солисты пели Джильду (Ирина Боженко, «Новая опера», Москва) и Герцога (Дамир Закиров, Михайловский театр, Санкт-Петербург). Вы скажете, что, скорее всего, Гранич также является «Звездой российской оперы на саратовской сцене». Но для звезды он звучал слишком блекло! Его голос дрожал. Тембральные неровности и шероховатости в купе с постоянным непопаданием в написанные ноты не позволяли насладиться знаменитейшими ариями, такими как «Cortigiani, vil razza dannata».

Тут необходимо отметить, что все фестивальные спектакли шли на итальянском языке с синхронным переводом. И если приглашенные звезды на итальянском пели, как говорили, то саратовцы, такое ощущение, учили свои партии по транскрипции, без понимания, о чем они поют. Я несколько лет жила в Милане, периодически бывая в Скала и, должна сказать, саратовское исполнение отличалось разительно. И по интонациям, и по произношению саратовский итальянский был больше похож на русскую тарабарщину с жутким акцентом. Аналогично, как иностранные солисты пытаются петь нашу классику, а мы смеемся над их «нелепым русским» - «ульетяй на крыльях вьетря». Театру срочно нужен коуч по итальянскому языку! Срочно! Потому как, пускай извинят меня саратовские солисты Марина Демидова (Маддалена), Виктор Григорьев (Монтероне), в их исполнении звучал не итальянский, а не знаю что!

18 февраля в «Травиате» блистали солисты «Новой оперы» Галина Королева в партии Виолетты Валери и Андрей Бреус в партии Жоржа Жермона. Партия Альфреда досталась саратовцу Илье Говзичу. Пожалуй, по составу получился лучший спектакль цикла. Галина Королева начинала свою творческую карьеру в Саратове. Окончила Саратовскую консерваторию, с 1999 по 2004 год работала солисткой Саратовского театра оперы и балета. В «Новой Опере» — с 2004 года. Поэтому для нее это было не рядовое исполнение. Илья Говзич много гастролирует, пел в «Teatro comunale di Bologna», «Teatro dell opera di Roma», «Teatro de San Paolo, Teatro Pergolesi», с языком у него все хорошо. Если бы он не выдыхался после каждой арии, и не пускал несколько раз петухов, его исполнение можно было бы назвать почти идеальным. Андрей Бреус также не подкачал!

На «Бал-маскарад», состоявшийся 11 марта, были приглашены опять-таки солистка «Новой оперы» Маргарита Некрасова (Ульрика) и солист «Геликон-оперы» Михаил Никаноров (Ренато). Амелию пела заслуженная артистка России Ольга Кочнева, жена худрука саратовского оперного Юрия Кочнева. Ричарда исполнял уже знакомый нам Илья Говзич, Оскара – еще одна саратовская солистка Надежда Федосеева.

К третьему действию треть зала опустела. Приведу цитату саратовской журналистки Елены Налимовой:

«Во второй сцене зрителю была явлена обещанная в афише звезда российской оперы Маргарита Некрасова из «Новой оперы» (Москва). Возможно, достижения г-жи Некрасовой остались в прошлом, или я не поклонник такой манеры. Но кроме трескучей громогласности я не услышала ничего. Зато увидела много такого, чего видеть не хотела. В костюмерном цехе саратовского оперного Маргариту Некрасову, женщину величайших объемов, нарядили в обтягивающий трикотаж. Пела она сидя, широко, по-мужски, расставив ноги. Если цель была вызвать отвращение, ведь героиня Некрасовой – страшная колдунья Ульрика, то она была достигнута. В противовес как всегда великолепно и дорого была одета Амелия, роль которой исполняла Ольга Кочнева. Почти в любом спектакле саратовского оперного, уже много лет, есть момент, который следует обозначать в программке, как «выход жены художественного руководителя Ольги Кочневой в костюме». Потому что это всегда пышно и красиво. Чего не скажешь о манере исполнения. Страдающая Амелия в «Бале-маскараде» запрыгивала на верхние ноты так неистово и истерично, что мои соседи на два ряда вперед в ужасе вздрагивали. Некоторые прикладывали руки ко рту или сердцу».

Не стану ничего писать о Паже, так как приличных слов подобрать к исполнению этой партии саратовской «звездой» Надеждой Федосеевой не могу. Мне очень интересно, что она окончила и как стала солисткой? Говорят, что Надежда совмещает две должности: солистки и зав. Оперной труппой. Вот от первой, на мой взгляд, пора уже отказываться!

Мы подошли к финалу! 24 марта фестиваль закрыла «Тоска» Пуччини. С Натальей Мурадымовой в заглавной партии и ее партнером по Московскому музыкальному театру имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Алексеем Шишляевым, спевшим Скарпиа. Каварадосси исполнил наш старый знакомый Илья Говзич. Очень жаль, что саратовский зритель, видимо испугавшись после «Бала-маскарада», не пришел на «Тоску». В зале на 900 мест пустовало больше двух третей. Кустодиевская красавица Наталья Мурадымова была в голосе. Она жила на сцене, играла так искренне, что ей хотелось сопереживать. У моих соседок по партеру в конце третьего действия просто текли слезы из глаз. Мужчины тоже не подвели!

Еще несколько штрихов. Руководство театра договорилось с местной транспортной организацией и после фестивальных спектаклей от театра отправлялись дополнительные автобусы в Ленинский и Заводской районы города. Идея хорошая, но были забыты остальные районы, и зрители, сидевшие рядом со мной в зале, волновались, как добраться в Юбилейный, в Энгельс и т.д. Наверное, оперный театр этой рекламной акцией разозлил другие театры Саратова, которые не могут или не хотят договориться с транспортниками. И саратовский оперный явно пора серьезно капитально ремонтировать. Зрителей «Тоски» встречали тряпки и ведра с водой, которая текла с потолка. С потолка также осыпалась штукатурка, что не добавляло ощущения праздника и посещения Храма искусств!

Подведем итог. Фестивали, хорошие и разные, безусловно, регионам нужны. Они дают возможность увидеть новых солистов, узнать, что происходит, в данном случае, за пределами Саратова. Насколько фестивальные вечера необходимо так разносить во времени – вопрос. Как и вопрос, стоит ли всех выступавших в рамках фестиваля называть беззастенчиво «Звездами российской оперы на саратовской сцене». Для меня звезды – это Наталья Мурадымова, Галина Королева, Хибла Герзмава, Ольга Перетятько и Анна Нетребко, а никак не Ольга Кочнева и Надежда Федосеева. Непонятно, почему обидели солистов Большого и Мариинки. Там звезды не поют? И если это фестиваль, то было бы здорово, чтобы приезжал целый театр со своими полноценными спектаклями, а не два солиста, которых, в скором времени, возможно саратовский театр будет вызывать на совсем проходные крохотные партии. Ведь на афише можно написать – с участием солистов «Новой оперы», а что они на самом деле поют – разве важно? И очень хорошо, что в стране с участием федерального бюджета действует общероссийская программа гастролей театров «Большие гастроли». Надеюсь, эта программа с музыкальными театрами доберется и до Саратова!

Побывала в опере Екатерина Виничева

Фотографии: Соцсети