Что делать с результатами опроса удовлетворенности и вовлеченности персонала. Мнение эксперта.

01.08.2018

Проведение опросов по удовлетворенности и вовлеченности персонала – прекрасный инструмент получения обратной связи от сотрудников по всем HR-процессам, корпоративной культуре и всему тому, что происходит в организации. Кроме того, именно эти показатели часто ставят в качестве одного из KPI HR-службы. После того, как вы провели опрос и обработали результаты, перед вами встает как минимум 3 вопроса: как использовать полученные данные в своей текущей деятельности, как донести информацию до руководства, рассказать ли сотрудникам о результатах?

Алия Саматова, проректор по развитию и кадровой политике Университета Иннополис
Алия Саматова, проректор по развитию и кадровой политике Университета Иннополис

Как использовать данные в своей деятельности

Для начала необходимо провести анализ результатов: посмотреть динамику показателей; сравнить их с нормативом или целью (если они заданы); проанализировать возможные причины, которые привели к повышению или понижению показателей, либо к их неизменности; проанализировать открытые вопросы, если они предусмотрены опросом, — это самая трудоемкая, но самая информативная часть исследования.

После этого необходимо сформулировать предложения: что необходимо сделать, в связи с полученными данными — что-то изменить или просто принять к сведению. Составьте отчёт или подготовьте презентацию, чтобы визуализировать данные для пользователей. По итогам обсуждения результатов с руководством и всеми заинтересованными лицами, вы получите перечень одобренных инициатив, которые включите в свой план работ.

Как донести информацию до руководства

Для начала нужно выбрать, на каком из видов встреч/собраний вы доложите о полученных результатах — будет ли это встреча один на один, планёрка или отдельное совещание по HR-вопросам, либо встреча в рамках регулярных управленческих встреч с участием всех заинтересованных служб. Важно понимать, кто будет присутствовать на встрече, чтобы быть готовым сделать комментарий по тем или иным цифрам, причем в разрезе отдельных подразделений, руководители которых будут присутствовать. Во-вторых, важно понять формат презентации результатов: отчет, доклад, презентация, выступление или иной формат. При оформлении результатов в основной части покажите самое важное — главные цифры, главные выводы и ваши предложения в связи с изложенным. На этом этапе важно разграничить, что пойдет в основную часть, а что — в приложение. Бывает очень сложно отказаться от избыточной детализации, так как кажется, что важно всё. Здесь необходим навык отделить главное от второстепенного. Если вы давно продвигаете какую-то идею и полученные данные помогут вам обосновать ее необходимость — это ваш шанс — включайте эту информацию в основную часть. А длинные таблички с детализацией оставьте в приложении.

Рассказать ли сотрудникам о результатах

По итогам опросов сотрудники ждут обратной связи. И это всегда спорный момент — рассказывать ли сотрудникам о том, какие получились результаты. Опросы удовлетворенности и вовлеченности проводятся регулярно, и знание итогов опроса может повлиять на следующие ответы респондентов. Поэтому высылать всем сотрудникам все полученные результаты — не самая лучшая идея. Но если не давать никакой обратной связи, то в какой-то момент снизится мотивация сотрудников участвовать в опросах. Мнение будет примерно такое: «Мы пишем, отвечаем на вопросы, даем обратную связь, но всё как в бездну, ничего не происходит». На мой взгляд, обратная связь сотрудникам по итогам опроса — это мощный инструмент внутрикорпоративных коммуникаций. Сотрудникам важно рассказывать, что их предложения услышаны, что на основании опросов реализованы какие-то изменения или запланировано их внедрение. При этом не нужно раскрывать конкретные цифры, чтобы у сотрудника не возникло интуитивного желания их снизить или повысить, если с ними он не согласен. Уместно говорить общими и сравнительными словами: «в целом большинство сотрудников удовлетворены условиями труда, при этом всё еще есть вопросы по премированию и переработкам», «по сравнению с прошлым периодом, повысилась удовлетворенность транспортным обеспечением». И не забудьте поблагодарить сотрудников за участие.

Автор статьи Алия Саматова, проректор по развитию и кадровой политике Университета Иннополис.

Читайте нас также на странице в facebook @simonitoronline