Дежурный механник о реалиях социализма на советской авто-базе.

31.07.2018

"О жизни в СССР молодёжь знает мало. Что-то рассказывают бабушки. Но тогда они были молодыми, и розы красные цвели. Жизнь казалась прекрасной. Тем более, что песни из репродуктора звали на подвиг. Об этом они и рассказывают внукам. А кто расскажет правду? Нужна ли людям такая правда на склоне лет?

Я  работал дежурным механиком на автобазе — сутки на дежурстве, трое выходных. Для кого-то выходных, а для меня рабочих. Такой график позволял регулярно работать в библиотеке, читать. А через работу  автобазы познавать реалии советской экономики.

На автобазе поражали реалии социализма. Раз в три дня от нас выезжала цистерна, доверху залитая соляркой. Водителю предписывалось найти место за городом и тайком слить 15 тонн горючего. Подъезжал к крутому берегу, бросал шланг в воду и ждал, пока всё топливо стечёт. Рыбу ему не было жалко, раз начальство приказало, значит, надо. Зачем сливал? Ради премий. Ведь всё основывалось на приписках, как и вся система. Скажем, отвезли на стройку кирпич с перегрузом за 2 рейса, а путёвки выписали на 3, то есть третья путёвка — липовая. Бумажка есть, а расхода солярки нет. Выход — спустить солярку в речку.

И так было повсеместно. Рылись огромные котлованы под фундаменты. Наши грузовики вывозили грунт. Фундаменты не заливают, а котлованы оплывают. Зачем рыли, землю вывозили? Ради заработков. Это же выгодная работа — объёмы выкопанного грунта проверить трудно. План по объёму работ выполнен, смета на 10% освоена, а дальше финансирование закончилось. Но это уже не наше дело. Главное — отчитаться и премию получить. Победить это зло всеобщего разбазаривания ресурсов на местах было невозможно. Если бы я стал выступать по поводу слива солярки, меня бы «перевоспитали» сами водители, на чьи заработки я замахнулся. А директор уволил бы покалеченного механика «по состоянию здоровья». В таких случаях надо бороться с первопричиной, а ею был социализм.

И на автобазах, и на заводах инженерно-технический персонал привлекался к выполнению грязных работ. У рабочего-станочника зарплата была выше, чем у технолога или конструктора. В соответствии с официальной коммунистической идеологией рабочий был «представителем самого передового класса», хотя за плечами у него было только ремесленное училище. А инженеры, программисты — «гнилая интеллигенция». Когда предприятие не вытягивало план, инженерно-технических работников загоняли в цехи, на работу в вечернюю и ночную смены — за отгулы, обещание карьерного роста, а то и под угрозой увольнения. Почему же при таком к ним отношении люди продолжали работать инженерами, конструкторами, технологами? Играли роль самоуважение, отношение друзей и родственников. Вкусив прелесть творчества, многие не хотели от него отказываться. Это ведь было так увлекательно искать новые или нестандартные решения!

Пётр Филиппов.