Удобно ли быть репетитором?

1. Это такая работа?

Для меня репетиторство на ЕГЭ давно переросло халтурку и стало единственной занятостью, маленьким делом, бизнесом даже. В школе я пропрыгал у доски меньше, чем рядом со своими собственными учениками. Слава богу. По натуре я не приемлю начальства над собой. До тошноты. И поэтому я очень рад, что в своё время выбрал верный вектор - русский язык и литература, и что есть такая штука, как ЕГЭ. Меня кормит русский язык, да, особенно как экзаменационный предмет.

2. Обязательный экзамен кормит.

То, что русский язык - обязательный, делает моё положение более выгодным, как кажется, в сравнении с химиками или другими. На самом деле, это всё чушь. Обязательность предмета на ЕГЭ ничего для тебя не значит, она лишь увеличивает количество учителей, зато вот с мотивацией учеников хуже. То, что русский сдают все, означает для меня как для ИП то же самое, что для ИП-пекаря означает факт повсеместного поедания хлеба. Если ты печёшь плохо, ты будешь сидеть без работы.

3. А если бы не было ЕГЭ?..

Образование нужно всем, как и грамотная речь. Естественно, если ЕГЭ закроют, то рынок репетиторства сократится. Но необходимость получения навыков грамотности никуда не денется. Останутся какие-то иные экзамены для проверки, а может ли сабж в принципе связать пару слов в предложение. Мало того, скажу я вам по секрету, не все ученики репетиторов - выпускники. Лично у меня были и 5-е классы, и 7-е, и 8-е... В школе русский язык - один из тех уроков, которые бывают у ребёнка едва ли не каждый день. А значит, неуспевающие ученики тоже находятся.

4. Но ведь можно же самому...

Ага, особенно это касается профессиональных спортсменов. Я сталкиваюсь с подростками, которые не балду пинают после уроков, а представляют Россию на соревнованиях. Это значит, что у них напряжённый график тренировок, а каникул почти нет (например, летние сборы). Была даже девочка-циркачка, которая работала с 7 лет в поездках по всему миру, и максимум, что у неё было в образовании - это периодические походы в школы при консульствах-посольствах, скайп-консультации и перелистывание учебников летом. Готовить её к ОГЭ - задача была непростая! Потому что в образовании очень важна система, и вырабатывает её тот, кто этим зарабатывает. Поэтому дети, по тем или иным причинам не вписавшиеся в обычный график школы, чаще всего не могут получать знания самостоятельно.

5. Репетитор - это же балду пинать.

Это учитель в школе балду пинает на уроках. Самое главное - чтобы класс сидел тихо. Учебники есть, задание на доске, всё, погнали. Учителя могут на меня обозлиться, но не верьте: в школе 90% урочного времени так и проходят. Особенно здорово - контрольные! Кайфуешь! Меня мало волнует мнение учителей. Я там был, мне не понравилось. Я не согласен с образом "святого учителя", который вкушает духовную амброзию. Есть классные учителя, да, согласен. Их абсолютное меньшинство.

У учителя рабочая программа скачана с nsportal или другого подобного сайта, далее всё идёт по плану. А репетитор, чей заработок зависит от репутации, буквально вынужден делать всё по максимуму. Учитель в школе, у которого несколько человек не сдали экзамен, продолжает работать в школе как ни в чём не бывало. Имею ли я право иметь в учениках двоечника? НЕТ! И поэтому обычно на занятиях я не затыкаюсь. И 4,5 часа занятости с 3 учениками в день - это реально тяжело.

6. Нелегко искать учеников.

Вот это факт. Даже если ты хороший репетитор и тебя знают в некотором районе, даже если ты знаешь, что сарафанное радио - это работает, чувство неуверенности никогда не уходит. Это очень важный фактор психологического комфорта профессии. Так как репетиторству не учат ни как педагогическому мастерству, ни как бизнес-практике, ты не варишься в некоей среде с готовыми шаблонами, механизмами, хотя в последние пару лет что-то такое начало появляться. Самый большой источник - это сарафанное радио. И единственная альтернатива представлена платными досками объявлений в интернете, сервисами подбора специалиста. Обычно там большие комиссии, 2-3 занятия отдаёшь сервису. Поэтому за счастье почитаю работать с 9-классниками, которые потом обычно идут в 11-й класс, и обожаю знакомства с семьями, в которых детей несколько.

7. Свои методики.

Вот это самое важное. Реально, для меня это важнее денег. Я преподаю как хочу и что хочу. Как русист, например, я со слабыми учениками часто разбираю ямбы и хореи, хотя в школе это почти под запретом как непостигаемое. Школьные материалы хороши для школы, для класса. Многие упражнения я изобретал, потому что необходимо было как-то сдвинуть человека с мёртвой точки. Обожаю, кстати, работать с двоечниками. На ЕГЭ много баллов они не дадут, но ни с кем ты не получишь и скачка в 2-3 раза. И они требуют особого внимания. Они обычно не-школьные (sic) ребята, часто педагогически запущенные, и очень активно "лайкают" мои не-школьные (sic) задания. И я обожаю придумывать такие штуки. Изобретаю диктанты. Записываю голос на диктофон, если у ученика косяк с дикцией. Заставляю выучить "25 октября" Пушкина на 3 листах А4. Разбираем метафоры Ленина. И т.д.

8. Оформляться ли репетитору?

Я советую оформляться. Не знаю, почему, но наличие некоего юридического статуса, например, ИП, делает тебя в глазах клиента ответственным за свои дела. В этом случае возникает возможность заключения договора. В принципе, она была и раньше, до того, как вы оформились. Но была, по сути, филькиной грамотой. Представ перед родным государством как налогоплательщик и держатель расчётного счёта, я имею право защитить свои права. Самый главный бонус договора, который я для себя открыл, это право на защиту получения прибыли. Договорные ученики платят по договору, даже если понос или золотуха, картошка в деревне или репетиция выпускного вынудили их пропустить занятие. Отмены - главный бич репетитора. Поэтому оформляйтесь, открывайте р/с и заключайте договора.

9. Это хорошие деньги.

Да, это хорошие деньги.

Вячеслав Филиппов