Развитие речи у детей от 0 до 3 лет: как помочь ребенку?

31.07.2018

Способность разговаривать не является врожденной, но она очень важна для каждого человека. Речь имеет коммуникативную, регулирующую и познавательную функции. Развитие интеллекта и речи связаны между собой. С возрастом ребенка растет и его потребность в общении.

Развитие речи обычно начинается у детей в возрасте около 3 месяцев. Появляется гуление, малыш старается произнести некоторые звуки. В возрасте 7-9 месяцев дети уже могут повторять слоги (ма-ма, бу-бу). В 9-11 месяцев ребенок учится подражать звукам, которые слышит от взрослых. В возрасте 1 года дети уже осознанно произносят первые несложные слова. К 18 месяцам запас слов увеличивается. Ребенок старается строить простые фразы «мама, дай». В 2 года ребенок уже использует около 50 слов, он умеет составлять из них простые предложения. Его речь еще не четкая. Сложные для произношения свистящие (с, з), шипящие (ч, ш, ж, щ) и сонорные (р, л) звуки он может заменять другими. Речь активно развивается в процессе постоянного общения со взрослыми. В 3 года ребенок знает и использует от 250 до 1000 слов, но главное не количество, а то, как он умеет строить предложениях. В этом возрасте малыш активно задает вопросы.

Чтобы ребенок скорее начал разговаривать, нужно создать благоприятные условия.

1) Малыш постоянно должен слышать речь. Родители должны озвучивать все свои действия, ситуации и события, которые происходят вокруг, полезно вместе рассматривать картинки, сравнивать предметы. Например, на первой картинке яблоко зеленое, а на второй – красное

2) Хорошо если ребенок не просто слышит новые слова, а может потрогать предметы, которые они обозначают, узнать какие они на ощупь. Например, лед - холодный, скользкий.

3) Уделять внимание развитию мелкой моторики. Для этого подходят: массаж пальчиков, работа с пластилином, глиной или соленым тестом, пальчиковые игры.

4) Хороший эффект дает артикуляционная (логопедическая) гимнастика. Для начала нужно научить ребенка надувать щеки, фыркать, играть язычком, дуть. С возрастом упражнения нужно усложнять. Для произношения разных звуков существуют разные упражнения.

Некоторые искажения и неправильности в произношении звуков считаются допустимыми у детей до 4 лет. Но если родители заметили серьезные отклонения в речевом развитии, то нужно обращаться к специалисту, не откладывая.