Система СРО не работает на безопасность строительства и строителей

Исполнительный директор Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев выступил на совещании по охране труда на стройке 1 августа и заявил, что система саморегулирования не оправдала себя как механизм, обеспечивающий безопасность строительства и строителей.

Сергей Афанасьев напомнил, что три года назад при Общественном совете была создана служба Аварийных Комиссаров, и сейчас 48 региональных аваркомов работают  в 46 городах России.

Совокупно расследуется  500 происшествий повлекших смерть или тяжкий вред здоровью человека на строительных объектах. Большая часть из них произошли в результате падения пострадавшего с высоты или в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов, земли и пр.

Из 50 последних случаев, взятых в работу комиссарами, 25 связаны с падением рабочего с высоты,
15 – падение предметов,
7 – обрушение части здания или обвал грунта,
2 – использование строительного крана,
1 – падение строительной люльки.
31 случай из них смертельный, по 19  случаям причинен существенный  вред здоровью).

Основные причины несчастных случаев на стройплощадках:
• отсутствие коллективных и индивидуальных средств защиты при работе на высоте,
• отсутствие обучения безопасным методам выполнения работ и практическое отсутствие на стройках системы управления охраной труда
•  отсутствие профильных специалистов.

33 раза из 500 расследуемых удалось помочь пострадавшим или родственникам погибших, помощь оказана на сумму 45 млн. рублей, в том числе:

- 5 раз на 24 млн рублей в рамках с участием средств компенсационного фонда СРО, в т.ч учтены групповые случаи.
- 6 раз по иным статьям законодательства
- 22 раза заключены мировые соглашения потерпевшими и их работодателями

Однако все это ничто. 24 млн рублей выплат из компфондов СРО -  это капля в море, тем более что в строительных СРО сформировано 70 млрд рублей компенсационных фондов

Ежегодные операционные доходы всех СРО и страховых компаний России составляют 15 млрд. рублей. В т.ч.:
• 4 млрд %% выплачивают банки на этот фонд
• 800 млн в год собирают страховые компании в т.ч на выплату потерпевшим и родственникам погибших.
• 10 млрд. членских взносов собирают саморегулируемые организации.

Выплаты потерпевшим в год составляют не более 0,001% от этой суммы. Сырое законодательство не позволяет использовать эти миллиарды для компенсаций потерпевшим. Казалось бы,  надо повышать эффективность выплат,  ведь очевидно, что деньги есть, а воспользоваться ими сложно. Однако это ошибочный путь, нужно, как предлагает НОСТРОЙ, напрямую вкладываться в снижение уровня травматизма и смертности, внедрять новые стандарты управления охраной труда. Потому что,  идя путем повышения компенсационных выплат, мы не спасем ни одной жизни. Выплаты могут скрасить горечь утрат родных и близких и поддержать людей получивших вред здоровью, но не защитят самого работника.

Ранее Градостроительный кодекс сделал важную ставку на компенсационный фонд как фонд выплат, который косвенно заставит очистить рынок от недобросовестных строителей и в итоге снизится ущерб, травматизм, смертность. Сейчас идет 9 год саморегулирования. Мы видим, что этот механизм не сработал.

Надо идти не путем наращивания компенсационных фондов и выплат из него, а путем прямого сбережения жизни и здоровья людей.

НОСТРОЙ направил силы на создание стандарта правил охраны труда. Внедрение стандарта саморегулируемыми организациями и их членами может дать прямой и сильный эффект. 

По словам С.Афанасьева, в этой ситуации целесообразно часть средств которые платят строители  в качестве взносов в компенсационные фонды, или членских взносов направлять управление охраной труда, вместо того чтобы выплачивать компенсации по несчастным случаям.

Создание системы контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов в части организации строительного производства с учетом требований безопасности выполнения работ и государственных нормативных требований охраны труда существенно снизит производственный травматизм на строительных объектах. Поэтому необходимо активнее привлекать саморегулируемые организации в проверках, в расследовании несчастных случаев, а также необходимо ввести стандарт по охране труда.

Обеспечить снижение количества несчастных случаев можно только в совместной работе строителя, СРО и соответствующих комиссий. Все законы позволяют наладить совместную работу. Но в настоящее время такое взаимодействие не организовано: саморегулируемые организации не обращаются в инспекции труда с какими-либо вопросами, а ИТ слабо имеют представление о деятельности СРО в субъекте.

Источник http://www.ancb.ru